logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс

Критерии педагогических новшеств. Исследованиями отечественных ученых установлено, что формирование инновационной направленности деятельности учителя предполагает использование определенных критериев эффективности тех или иных новшеств.

Такими критериями является новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, М.М. Поташник, Е.А. Шиянов и др.). Внедрение педагогических новшеств в образовательную практику − системный, целостный процесс: с одной стороны, он охватывает совершенствование и развитие современной общеобразовательной школы как целостной социально-педагогической системы, формирование в школе инновационной образовательной среды, с другой − формирование готовности учителя к инновационной деятельности.

Важное значение в реализации педагогических новшеств имеет ориентация на приоритетный национальный проект "Образование" и Национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", Федеральные государственные образовательные стандарты.

Модель образа учителя, подготовленного к инновационной педагогической деятельности, разрабатывалась нами на основе профессиографического эталона в сочетании с персонологическим. При этом мы учитывали, что с внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают новые позиции и функции: педагог занимает лидирую­щую, но не доминирующую позицию; выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника, партнера, консультанта, советчика.

Таким образом, педагогические инновации предполагают по­вышение эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личностный и творческий процесс воспитания детей. Они охватывают всю сферу образования и подготовку учителя как субъекта инновации, развития у него таких черт личности, которые характеризуются высоким чувством нового, стремлением к творчеству.