logo
шпоры ГОСЫ

17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверенны в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Актуальность состоит в том, что детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психолого-педагогическое сопровождение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Несомненно, дошкольное учреждение играет значительную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, воспитание, приобретает навыки общения с другими детьми и со взрослыми. Пребывание ребенка в дошкольном учреждении является началом его социализации. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей.

Под психолого-педагогическим сопровождением родителей понимают, целостную системно-организационную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей, направленную на повышение знаний основных закономерностей и особенностей воспитания и обучения детей. Лишь профессионально грамотная и систематизированная работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей дошкольников может качественно изменить отношение родителей к воспитанию детей.

Результаты психолого-педагогического сопровождения могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, в осознании родителями значимости своей воспитательной деятельности, в оптимистическом взгляде решения проблем воспитания ребенка. В настоящее время современная семья испытывает целый ряд социально-экономических и психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания детей. Многие дети чувствуют себя не любимыми, не нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к членам своей семьи.

Долгое время отмечалась в качестве основных позиций родителей в их общении с педагогами детских учреждений позиции отчужденности и пассивности. Но в настоящее время родители настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей, но не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов. На базе дошкольных учреждений должны быть организованы консультационные пункты, «Школы молодого родителя», для родителей дети, которых посещают образовательные учреждения: формы работы, построенные на диалоге с родителями – дискуссии, круглые столы или ориентированные на развитие у родителей практических умений.

Традиционные формы взаимодействия дошкольных учреждений и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы. Поэтому для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогами родителей необходима специальная подготовка педагогов, обучение их приемам группового консультирования, введения дискуссий с родителями, совместно с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга. Таким образом, для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольников необходимы условия: готовность педагогов и родителей к сотрудничеству, понимание важности и необходимости педагогической работы, как со стороны педагога, так и со стороны родителей; Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как воспитывают одних и тех же детей.

18_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей младшего школьного возраста. Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей. Важно учитывать, что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Этот подход представляется особенно значимым, когда мы говорим о педагогическом сопровождении родителей. Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:• Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка - позиции школьника.• Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.• Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.• Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные сформированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.• Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.• Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.