logo
шпоры ГОСЫ

2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.

Распространение девиантного поведения подростков превращается его в серьезную социальную проблему, характерную для современной России и нуждающуюся во всестороннем изучении и безотлагательном решении, предполагающем использование системного подхода, сочетающего в себе в качестве структурных элементов ряд обязательных этапов-действий: объективного анализа; эффективной профилактической работы; пресечения противоправных деяний; повышения профессионализма субъектов деятельности.

Возрастные особенности подростков предполагают наряду с разработкой специальных методов и форм работы, наличие и выполнение требований к профессиональной компетентности тех людей, которые работают с ними.

Профессионализм и компетентность, личностные качества определяют эффективность воспитательного воздействия. Поэтому одним из важнейших направлений текущего развития является повышение уровня профессионализма специалистов по работе с девиантными детьми и подростками.

Эффективное осуществление профессиональной деятельности специалиста по работе с подростками с девиантным поведением требует создания ее структурно-функциональной психологической модели, раскрывающей непрерывный, многоаспектный и многоуровневый процесс, содержащий необходимый комплекс воспитательных и профилактических мер, оказывающих прямое или опосредованное влияние на психику подростков.

Для более успешного и эффективного функционирования специалиста, система профилактики как основа его деятельности с девиантными подростками, должна опираться на анализ механизма деформации личности и поведения, учитывающий оценку личности, особенности семьи, использование информации о коммуникациях подростков как важного источника для адекватного выбора форм и методов работы. Эффективность деятельности определяется следующими факторами: учетом характерологических особенностей подростка; возможностью перестройки дезадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения; своевременной психологической помощью подростку и его семье; взаимодействием субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения подростков (психолог, врач, педагоги), т.е. комплексным подходом различных групп специалистов к решению проблемы.

Данная цель недостижима без глубокого анализа особенностей деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков, тех психологических факторов, которые детерминируют ее процесс. Такой подход позволяет выйти на обоснование и выявление психологических особенностей этой деятель