logo
шпоры ГОСЫ

13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.

социальный опыт приобретается ребенком и вне воспитательного процесса, в свободном общении со сверстниками и взрослыми, в самостоятельном выборе книг, телепередач, фильмов, игр и развлечений. Воспитание призвано упорядочить влияние внешних факторов социализации и создать благопри­ятные условий для саморазвития и самоопределения личности ребенка.

1. Классическим методом является педагогическое требование. Принято различать индивидуальное педагогическое требование, предъявляемое отдельным воспитателем, и коллективное, идущее от коллектива, сообщества. Индивидуальное педагогическое требование представлено в разнообразных формах: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и юмори­стически окрашенные намеки, советы, и искренне высказанное доверие, ко­торое ребенок воспринимает как указание.

«Лестница требований», по А. В. Зосимовскому:

1) слабая форма требования: напоминание, просьба, совет, намек, порицание;

2) средняя форма требования: распоряжение, требование-установка, запрещение (ярко выраженная категоричность, жесткость);

3) сильная форма требования: требование-угроза, приказ-альтернатива (наи­большая степень категоричности и строгости, проведение строгих санкций).

прямое педагогическое требование —зависит от уровня авторитета воспитателя. Нелепо выглядят прямые требования взрослых, которых эти дети не знают, или от которых не зависят. На такие требования воспитан­ники не реагируют или сопротивляются им.

косвенное педагогическое требование (совет, просьба, намек, дове­рие), которое не требует немедленного подчинения, а оставляет ребенку возмож­ность самостоятельного выбора действия, даст глубокий воспитательный резуль­тат.

2. Упражнение («Приучение»). Если педагогическое требование включает ребенка в деятельность, то «удержать» его в ней позволяет метод упражнения. Результат упражнений — устойчивые навыки и привычки.

В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают прямые упражнения - открытая демонстрация ребенку поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия (учат пить из чашки, держать ложку, надевать одежду). косвенные по форме упражнения- «непрямая» природа таких упражнений, более скрытая от детей. Важно помнить, что настоящее воспитание то, когда дети не чувствуют, что их воспитывают.

3. Поручение — один из самых эффективных способов организации деятельности воспитанников. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают: индивидуальными, групповыми, кол­лективными; постоянными и временными.

Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, кроме тебя это никто не сможет сделать) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, нужно отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца). Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевое на­чало. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия. Именно через систему ролей у ребенка формируется разнооб­разный опыт деятельности и социальных отношений. Воспитаннику должны быть понятны «границы» поручения: что конкретно нужно делать, а что не входит в твои обязанности; перед кем ты ответствен и кто подчиняется тебе. главное, поручение должно предполагать активное действие ребен­ка.

4. Пример-образец деятельнос­ти, поступков, образа жизни. Действие метода строится на механизме подражания. Подражание обеспечивает возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок обратился к предлагаемому образцу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие качества личности и так поступать. В воспитательном процессе важны разные виды педагогически организо­ванного примера. Пример великого человека (духовный подвижник, ученый, писатель, ге­рой) уже прожил свою жизнь, достиг признания людей, состоялся как личность. Пример взрослого. для детей примером являются их родители, старшие члены семьи, важен и пример педагога. Пример сверстников. Во мно­гих жизненных ситуациях детям полезно присматриваться к своим ровесни­кам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Воспитателю следует также помнить, что для успешного взросления каж­дому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно пережить ситуацию, когда он стал примером для других.

5. Ситуации свободного выбора- моделирование момента реальной жизни, где люди постоянно встают перед выбором: посту­пить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для станов­ления социального опыта ребенка важно, чтобы он умел действо­вать не только по требованию и прямому указанию взрослого, но и мог самостоятельно принять решение. Ситуации свободного выбора бы­вают: естественные и искусственные, реальные и вербальные. Естественные — это использование воспитателем обстоятельств жизни, а искусственные он организует в жизни воспитанников сам, специально. Вербальные (словесные) создаются на литературном материале, когда, например, воспитатель, прервав чтение рассказа, предлага­ет детям обсудить предполагаемые ими линии поступков героев, определить, как поступили бы они сами в такой ситуации. В реальной ситуации, хоть и смо­делированной воспитателем, выбор дети должны сделать настоящий, в конк­ретных обстоятельствах своей жизни, например, решить, как действовать, если учитель предлагает им самим оценить свою письменную работу и обещает эту оценку поставить в журнал.