logo
шпоры ГОСЫ

7_)Психология общения. Основные закономерности общения.

Общение является важной составной частью социальной жизни человека, поскольку он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться независимо от других людей. Потребность в общении — одна из базовых потребностей общественного индивида.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Основные потребности общения:

1) потребность в решении предметных задач деятельности (в процессе совместной деятельности необходима координация, согласование индивидуальных действий отдельного человека с действиями других людей в достижении поставленных задач. Эта координация осуществляется в ходе общения людей друг с другом);

2) аффилиативная потребность (аффилиация) – стремление быть в обществе других людей, не быть одиноким;

3) потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих.

4) потребность в доминировании удовлетворяется в том случае, если под нашим влиянием изменяется поведение другого человека или ситуация в целом;

5) потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении помочь другому в чем-либо и испытать при этом удовлетворение.

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Основное содержание общения: передача информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Виды общения: по средствам: вербальное общение; невербальное общение. по целям: биологическое; социальное. по содержанию: материальное; когнитивное; кондиционное; деятельностное; мотивационное. По опосредованности: непосредственное; опосредствованное; прямое; косвенное. Другие виды общения:  деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности; воспитательное общение; диагностическое; интимно-личностное общение и др.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

1) фаза взаимонаправленности;

2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);

3) фаза взаимоинформирования (собственно действие);

4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Характеристики общения:

1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров.

2)  Цели общения включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей;

3) внешняя сторона общения, которая выражается: коммуникативной активностью; интенсивностью действий; инициативностью; мастерством и др.;

4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт;

5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на: дружеский; подавляющий; популистский;  заигрывающий; требовательный; деловой; позиционный; сдержанный и др.; средства общения; функции общения.

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей;

2) личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.