logo
шпоры ГОСЫ

25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Группы лиц, относящихся к инклюзии: инвалиды, представители этнических меньшинств, люди нетрадиционной сексуальной ориентации, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, в том числе ВИЧ­ инфицированные, трудовые мигранты, студенты­-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и др.

Инклюзивная педагогика призвана обеспечить теоретическое представление педагогических процессов в условиях инклюзивного образования. В рамках инклюзивной педагогики необходимо исследование, описание и проектирование условий, в которых будут снижены барьеры развития личности особых детей, имеющих те или иные нарушения развития. В этих целях необходимо:

- раннее включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс;

- новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность;

- вовлечение ребенка с особенностями развития в разнообразные формы познавательной, практической, творческой, социальной деятельности;

- предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам, изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки.

Инклюзия, или включение - реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Педагогический процесс в условиях инклюзивного образования выстраивается со включением в структуру целей воспитания и обучения, обеспечения реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Реализация инклюзивного подхода в образовании накладывает отпечаток на весь педагогический процесс, вносит определенные новообразования в функциональное предназначение обучения и воспитания, методы, средства, приемы их исполнения.

В педагогическом процессе должна быть предусмотрена вариативность содержания с учетом индивидуальных особенностей детей с особенностями развития. Важной частью выступает разработка индивидуальных планов. В организации обучения особенно актуальными становятся технологии разноуровневого обучения, дифференцированный подход к построению учебной деятельности учащихся. Отбор методов происходит с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями. В инклюзивном образовании оказываются необходимыми особые средства образования. В организации обучения необходимы особые учебники, технические приспособления.

Особое место в воспитательном процессе учреждения инклюзивного образования занимает воспитание толерантности сознания.

Важнейшей целью в работе с детьми с особыми потребностями выступает педагогическая поддержка процесса их социализации. Преодоление негативных социальных феноменов (ксенофобии, зависимого поведения, агрессивности, интолерантности, несамостоятельности, безынициативности и отсутствия творческого отношения к жизни) – актуальная цель педагогической деятельности.

Ведущим аспектом подготовки педагогов к работе в системе инклюзивного образования становится формирование у них навыков дифференциации учебных планов, рабочих программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения. Помимо этого, педагог должен обладать основами знаний в работе с детьми с особенностями развития (слабослышащими, слабовидящими, гиперактивными, с недостатками психического развития и т.п.).

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Факторы, затрудняющие адаптацию детей­-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности.

Трудности социального свойства могут быть минимизированы при создании особой образовательной среды, представляющей собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание модели психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка.

Психологическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум их нормально развивающихся сверстников. Сущность психологического сопровождения обучаемых с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий для эффективного полисубъектного взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками.

Современные веяния диктуют необходимость организации психолого­-медико­-социального сопровождения (ПМСС) лиц, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов.

В деятельности службы сопровождения существует три обязательных взаимосвязанных друг с другом компонента: анализ имеющихся возможностей образовательной среды для обучения и развития в соответствии с требованиями к уровню развития обучаемого; ­диагностика психического, личностного и социального развития обучаемого; ­ реализация программ коррекционно­-развивающей направленности в индивидуально-групповых занятиях.

Одно из направлений инклюзивной практики ­ создание службы сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ.

Основные задачи службы:

- Создание условий для гармоничного личностного, психофизического и интеллектуального развития и социальной адаптации.

- Раннее выявление и включение обучаемого с проблемами в развитии в среду сверстников.

- Профилактика и коррекция различных отклонений в развитии.

- Повышение родительской компетентности и профилактика нарушений и коррекция детско­родительских отношений.

- Предотвращение формирования феномена инвалидизации семьи и профилактика социального сиротства.

- Развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии социальной инклюзии.

Формы и направления работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста достаточно разнообразны: ­ индивидуальные консультации и занятия; ­ консультации различных специалистов службы по запросу родителей и специалистов; ­ индивидуальные и групповые консультации для специалистов образовательных учреждений (ОУ).

В процессе школьного обучения в рамках инклюзивного образования подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в постоянной поддержке и создании психолого­-педагогических условий для формирования самосознания. Работа должна проводиться не только с самими подростками, но и с их одноклассниками и родителями. Суть психолого­педагогического сопровождения – помочь подростку с ОВЗ познать себя, принять и научиться проявлять свою индивидуальность конструктивными способами.

3-й блок Профилактика девиантного поведения