25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Группы лиц, относящихся к инклюзии: инвалиды, представители этнических меньшинств, люди нетрадиционной сексуальной ориентации, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, в том числе ВИЧ инфицированные, трудовые мигранты, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и др.
Инклюзивная педагогика призвана обеспечить теоретическое представление педагогических процессов в условиях инклюзивного образования. В рамках инклюзивной педагогики необходимо исследование, описание и проектирование условий, в которых будут снижены барьеры развития личности особых детей, имеющих те или иные нарушения развития. В этих целях необходимо:
- раннее включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс;
- новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность;
- вовлечение ребенка с особенностями развития в разнообразные формы познавательной, практической, творческой, социальной деятельности;
- предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам, изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки.
Инклюзия, или включение - реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Педагогический процесс в условиях инклюзивного образования выстраивается со включением в структуру целей воспитания и обучения, обеспечения реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.
Реализация инклюзивного подхода в образовании накладывает отпечаток на весь педагогический процесс, вносит определенные новообразования в функциональное предназначение обучения и воспитания, методы, средства, приемы их исполнения.
В педагогическом процессе должна быть предусмотрена вариативность содержания с учетом индивидуальных особенностей детей с особенностями развития. Важной частью выступает разработка индивидуальных планов. В организации обучения особенно актуальными становятся технологии разноуровневого обучения, дифференцированный подход к построению учебной деятельности учащихся. Отбор методов происходит с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями. В инклюзивном образовании оказываются необходимыми особые средства образования. В организации обучения необходимы особые учебники, технические приспособления.
Особое место в воспитательном процессе учреждения инклюзивного образования занимает воспитание толерантности сознания.
Важнейшей целью в работе с детьми с особыми потребностями выступает педагогическая поддержка процесса их социализации. Преодоление негативных социальных феноменов (ксенофобии, зависимого поведения, агрессивности, интолерантности, несамостоятельности, безынициативности и отсутствия творческого отношения к жизни) – актуальная цель педагогической деятельности.
Ведущим аспектом подготовки педагогов к работе в системе инклюзивного образования становится формирование у них навыков дифференциации учебных планов, рабочих программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения. Помимо этого, педагог должен обладать основами знаний в работе с детьми с особенностями развития (слабослышащими, слабовидящими, гиперактивными, с недостатками психического развития и т.п.).
Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Факторы, затрудняющие адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности.
Трудности социального свойства могут быть минимизированы при создании особой образовательной среды, представляющей собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание модели психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка.
Психологическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум их нормально развивающихся сверстников. Сущность психологического сопровождения обучаемых с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий для эффективного полисубъектного взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками.
Современные веяния диктуют необходимость организации психолого-медико-социального сопровождения (ПМСС) лиц, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов.
В деятельности службы сопровождения существует три обязательных взаимосвязанных друг с другом компонента: анализ имеющихся возможностей образовательной среды для обучения и развития в соответствии с требованиями к уровню развития обучаемого; диагностика психического, личностного и социального развития обучаемого; реализация программ коррекционно-развивающей направленности в индивидуально-групповых занятиях.
Одно из направлений инклюзивной практики создание службы сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ.
Основные задачи службы:
- Создание условий для гармоничного личностного, психофизического и интеллектуального развития и социальной адаптации.
- Раннее выявление и включение обучаемого с проблемами в развитии в среду сверстников.
- Профилактика и коррекция различных отклонений в развитии.
- Повышение родительской компетентности и профилактика нарушений и коррекция детскородительских отношений.
- Предотвращение формирования феномена инвалидизации семьи и профилактика социального сиротства.
- Развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии социальной инклюзии.
Формы и направления работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста достаточно разнообразны: индивидуальные консультации и занятия; консультации различных специалистов службы по запросу родителей и специалистов; индивидуальные и групповые консультации для специалистов образовательных учреждений (ОУ).
В процессе школьного обучения в рамках инклюзивного образования подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в постоянной поддержке и создании психолого-педагогических условий для формирования самосознания. Работа должна проводиться не только с самими подростками, но и с их одноклассниками и родителями. Суть психологопедагогического сопровождения – помочь подростку с ОВЗ познать себя, принять и научиться проявлять свою индивидуальность конструктивными способами.
3-й блок Профилактика девиантного поведения
- 1_) Педагогика в системе наук о человеке, ее интегративный характер.
- 2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.
- 2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
- 4. Концепция программированного обучения.
- 3_)Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
- 4_)Особенности взаимодействия в образовательном процессе в контексте фгос ооо.
- 5_)Социальная педагогика как наука: история возникновения, объект, предмет, структура.
- 6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
- 7_)Социализация как социально-педагогическое явление.
- 8_)Факторы социализации и их влияние на развитие человека.
- 9_)Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.
- 10_)Социальное воспитание: сущность, принципы и особенности в современном обществе.
- 11_)Воспитательные организации: типы, виды, роль в социализации человека.
- 12_)Методика и технологии социального воспитания.
- 13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.
- 14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
- 15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.
- 16_)Методика и технологии социального воспитания в оздоровительном лагере.
- 17_)Социально-педагогическая виктимология.
- 18_)Человек как жертва социализации. Виды жертв и специфика их распространения в нестабильном обществе.
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 20_)Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- 22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 23_)Семья как субъект педагогического взаимодействия и персональная среда воспитания и развития ребенка.
- 24_)Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях.
- 25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 1_)Научные школы и теории в современной психологии.
- 2_)Методы и методология психологических исследований.
- 3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
- 6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.
- 7_)Психология общения. Основные закономерности общения.
- 8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.
- 9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.
- 10_)Психология педагогической деятельности: сущность, структура, мотивы педагогической деятельности.
- 11_)Психология личности учителя: педагогические способности, стили педагогической деятельности.
- 12_)Возрастно-психологическое консультирование в профилактике девиантного поведения.
- 13_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в дошкольном возрасте.
- 14_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в младшем школьном возрасте.
- 15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.
- 16_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в юношеском возрасте.
- 17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
- 19_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей подросткового возраста.
- 20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.
- 21_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с икт-зависимостью
- 22_)Психолого-педагогическая помощь семье в трудной жизненной ситуации.
- 23_)Технологии работы психолога с дисфункциональными семьями.
- 24_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
- 25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
- 1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
- 2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.
- 3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.
- 4_)Психолого-педагогические основы реабилитации лиц с девиантным поведением.
- 6_)Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков.
- 7_)Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения.
- 8_)Правовая психология в профилактической работе с подростками и молодежью.
- 9_)Превентивная психология в системе профилактики девиантного поведения.
- 10_)Правовое обеспечение защиты детства.
- 11_)Педагогика и психология развития правосознания у детей и подростков.
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 14_)Профилактика зависимостей: общие подходы и специальные технологии.
- 15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.
- 16_)Психолого-педагогическая экспертиза: цель, функции, этапы, принципы.
- 17_)Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения молодежи.
- 23_)Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок.
- 24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.
- 25_)Педагог-психолог в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.