logo
шпоры ГОСЫ

3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.

К девиантному поведению трудно применять конструктивный подход.

К возможным путям решения проблемы девиантного поведения относится следующее: изоляция, лечение, психотерапия и психокоррекция, а также их сочетание в зависимости от «глубины» нарушенного поведения. Однако в тех случаях, когда девиантное поведение подростков контролируется лишь извне, не формируется внутренний контроль личности. Вопрос, применять ли психотерапию и психокоррекцию, просто не стоит. Вопрос состоит в том, чтобы решить, какой именно тип психотерапевтического воздействия использовать.

Изменение поведения, урегулирование конфликтов — это поэтапный процесс, протекающий с использованием расследования, активного понимания, предложения выборов, определения культуры справедливости, с применением выборов и установлением пределов. Цель процесса — научиться новым методам мышления и поведения.

Проведение психотерапии и психокоррекции в случаях девиантного поведения с необходимостью предполагает предварительное проведение диагностического обследования.

При этом следует иметь в виду основные параметры изучения девиантного поведения:

адекватность поведения ребенка нормам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности;

длительность сохранения расстройства;

появление изменений в поведении ребенка по сравнению с обычным поведением;

появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (ночные кошмары);

одновременное существование целого ряда симптомов, психологические особенности личности, порожденные аномалиями или акцентуациями.

Психотерапия - это комплекс психотерапевтических и педагогических мероприятий, направленных, прежде всего, на предотвращение десоциализации подростка, под которой понимают различные нарушения поведения (токсикоманическое, избегание контактов, суицидальное), на повышение самооценки, изменение неадекватного уровня притязаний, устранение искаженного образа «Я», создание широкой временной перспективы.

Успех психотерапевтической работы зависит от осознания подростком того, какие из его отношений вступили в противоречие, от возвращения ему эмоционального благополучия, оказания эмоциональной поддержки, качественного изменения уровня притязаний в соответствии с его реальными возможностями, повышения его самооценки, устранения искаженного восприятия образа «Я».

Многие из проблем лучше решаются в процессе групповой психотерапии.Для подростков наиболее адекватными являются модели групповой психотерапии, основанные на действии. Это связано с такими психологическими их особенностями, как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, ТРЕНИНГИ

Одним из действенных методов индивидуальной терапии является когнитивно-поведенческая психотерапия. При работе с подростками она включает в себя:

1) ориентацию: попросить подростка понаблюдать, в каких обстоятельствах возникает та или иная проблема, а также принять проблему как часть «повзросления» и составную часть жизни;

2) определение и формулирование проблемы, постановку конкретных целей;

3) генерализацию альтернатив: что можно сделать в этой ситуации?

4) принятие решений, выбор наиболее понравившегося решения (подросток, страдающий фобией, может избавиться от нее этим методом, если составит собственный сценарий);

5) разучивание самоутверждений.

Организация и проведение коррекции девиантного поведения подростков.

Понятие коррекции девиантного поведения, процесс помощи подростку в преодолении сложившихся в его поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально-личностных и характерологических особенностей, а также формирование стратегий высокофункционального поведения в различных жизненных ситуациях, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения.

Динамика коррекции девиантного поведения подростков: медицинская (биологическая) -психологическая– социальная.

Практика психокоррекционной работы в области отклоняющегося поведения располагает широким арсеналом приемов терапевтического воздействия на личность – от элементарных методов убеждения до комплексных программ аналитической терапии. Однако закономерным образом корректировать отклоняющееся поведение психотерапевт может, лишь осознав системные основания и механизмы коррекционного взаимодействия в целом.