logo
шпоры ГОСЫ

14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.

взаимодействие-организация совместных действий индивидов, групп и организа­ций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу. Организуется взаимодействие в контактных группах - в кол­лективе, в микрогруппах; между группа­ми - в воспитательных организациях, а также в различных фор­мах массового взаимодействия, когда в него вовлекаются боль­шая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо организации (толпа). Организация группового взаимодействия- предполагает вклю­чение членов коллектива и (или) отдельных микрогрупп в про­цессы выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.

Организация межгруппового взаимодействия.

Объективной предпосылкой организации продуктивного межгруп­пового взаимодействия является феномен соотнесения групп друг с другом, в ходе которого возникает чувство «мы - группа» как результат соотнесения своей группы с другими. Прямое взаимодействие: первичные коллективы выполняют ра­боту одинакового содержания, в одно время и в одном месте, про­изводя общий продукт (выход нескольких классов на строительство школьного стадиона). Совместно-параллельное взаимодействие. Первичные коллекти­вы объединены общей задачей, которую они решают в одно время и в одном месте. Но субъективно каждый из них рассматривает цель своей работы как отличную от целей других (кон­курс на лучшее исполнение песни). Совместно-последовательное взаимодействие. Первичные кол­лективы объединены общей задачей, решение которой предполага­ет выработку каждым из них группового продукта, суммирование которых и позволит решить задачу (общешколь­ное, общелагерное мероприятие, в котором каждый коллектив представляет свой продукт, без чего мероприятие срывается).

Отбирая формы межгруппового взаимодействия, важно учи­тывать позитивные и негативные потенции конкурентной стра­тегии взаимодействия. К позитивным можно отнести: активность участников, направленная на поддержку членов своей группы; большее коли­чество попыток регуляции выступлений - участия тех членов группы, которые могут увеличить ее шансы на победу, и, напро­тив, стимулирование участия наиболее слабых представителей другой группы и ряд подобных эффектов (Г.М. Андреева). конкурентные формы межгруппового взаимо­действия имеют негативных потенций: возникновение группового эгоизма; дезинтеграция группы ,построение груп­пой психологической защиты и уход от межгруппового сравнения; утрата чувства идентичности; возникновение и (или) обострение межгруппового кон­фликта.

Желательно сочетать такие формы организации межгруппово­го взаимодействия, когда неудача группы в одной сфере жизнедеятельности может быть компенсирована ее успешностью в дру­гой.. Критерии оценки работы группы в процессе межгруппового взаимодействия должны быть доступными и по­нятными для всех участников взаимодействия. Оценка работы группы в процессе взаимодействия должна иметь локальный характер, т.е. оценивать надо меру успешности группы в кон­кретной работе, а не саму группу.

Организация массового взаимодействия в воспитательной организации предполагает вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, воспри­ятие и переживание какого-либо зрелища.

Подготовка зрелища предполагает, во-первых, определить характер предстоящего зрелища, ибо от этого за­висят его содержание, форма и все прочее. Оно может иметь про­светительский, развлекательный, спортивный, игровой характер. Во-вторых, следует выбрать его форму, учитывая при этом ожидаемый состав участников, (просветительский характер проведение в формах лекции, пресс-конференции, «круглого стола», развлекательное зрелище в фор­ме концерта, шоу, популярной телепередачи.) В-третьих, отобрать виды воздействия, которые будут исполь­зованы в ходе зрелища (речевое, инструментальное, вокальное, хореографическое, спортивное), а также жанры предполагаемых воздействий (инструменталь­ного - классическая, поп-музыка). В-пятых, предпринять меры для привлечения внимания к пред­стоящему зрелищу тех, кого предполагается собрать на него, и соз­дать у них некоторую установку на восприятие и отношение к предлагаемому зрелищу: объявления по местным радио, телеканалам и в прес­се, афиши, листовки, программки, пригласительные билеты.

Когда участники собрались, перед организаторами встает за­дача удержать их, заинтересовать, пробудить у них любопытство к предстоящему зрелищу, что может быть достигнуто с помо­щью приемов. Во-первых, этому способствует организация пространства взаи­модействия: специфическое расположение мест для участников и офор­мление зала или площадки плакатами, лозунгами, коллажами, элементами объемных декораций. Во-вторых, использование музыкального, светового и шумового оформления.

Эти приемы в сочетании с содержанием начавшегося зрелища способствуют вовлечению участников в позитивное реагирование на происходящее. У собравшихся может появиться не просто любопытство, а эле­менты сопереживания, у них появляется общий интерес.

Обучение взаимодействию-формирование и развитие у человека интел­лектуальной, психической и социальной го­товности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности. Опти­мальным периодом подготовки к взаимодействию является дет­ство, отрочество, юность, когда человек наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодей­ствовать с окружающими.

Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитатель­ной организации несколькими путями.

Во-первых, в процессе организации взаимо­действия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение проис­ходит с помощью инструктирования руководи­телем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации. Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации, которые предполагают взаимодействие. В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этю­дов, органично включенных в жизнь организации.

Чему же в первую очередь надо учить?

развивать у детей, подростков, юношей базу для речевого общения.

формирование у них социально цен­ных установок. У ребят нужно формировать интерес к са­мому процессу взаимодействия, а не только к его результату.

развитие коммуникативных умений, умение ориентироваться в партнерах..

Эффективным способом развития этих умений может стать ролевая игра. Суть ролевой игры как способа обучения взаимодействию в том, задача (научиться завязывать контакт, пра­вильно вести беседу) решается участниками путем импровизиро­ванного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведе­ния. Затем полезно обсудить, какие варианты были более удачными.

Используя специальные способы обучения взаимодействию (этю­ды, тренинга, дискуссии, игры) руководителям необходимо так определять их содержание, чтобы оно было адекватно реальностям быта и жизнедеятельности членов коллектива и значимо для них. Руководителям необходимо создавать такую атмосферу своего взаимодействия с коллективом, которая бы исключала возникно­вение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы стремлению членов коллектива к самостоя­тельным поискам, стимулировала бы их отказ от тривиальных способов решения проблем и ситуаций. Для этого важно постоянно демонстрировать свою уверенность в силах каждого, в его возмож­ности искать и находить решения проблем, возникающих в про­цессе взаимодействия.