14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
взаимодействие-организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу. Организуется взаимодействие в контактных группах - в коллективе, в микрогруппах; между группами - в воспитательных организациях, а также в различных формах массового взаимодействия, когда в него вовлекаются большая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо организации (толпа). Организация группового взаимодействия- предполагает включение членов коллектива и (или) отдельных микрогрупп в процессы выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.
Организация межгруппового взаимодействия.
Объективной предпосылкой организации продуктивного межгруппового взаимодействия является феномен соотнесения групп друг с другом, в ходе которого возникает чувство «мы - группа» как результат соотнесения своей группы с другими. Прямое взаимодействие: первичные коллективы выполняют работу одинакового содержания, в одно время и в одном месте, производя общий продукт (выход нескольких классов на строительство школьного стадиона). Совместно-параллельное взаимодействие. Первичные коллективы объединены общей задачей, которую они решают в одно время и в одном месте. Но субъективно каждый из них рассматривает цель своей работы как отличную от целей других (конкурс на лучшее исполнение песни). Совместно-последовательное взаимодействие. Первичные коллективы объединены общей задачей, решение которой предполагает выработку каждым из них группового продукта, суммирование которых и позволит решить задачу (общешкольное, общелагерное мероприятие, в котором каждый коллектив представляет свой продукт, без чего мероприятие срывается).
Отбирая формы межгруппового взаимодействия, важно учитывать позитивные и негативные потенции конкурентной стратегии взаимодействия. К позитивным можно отнести: активность участников, направленная на поддержку членов своей группы; большее количество попыток регуляции выступлений - участия тех членов группы, которые могут увеличить ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование участия наиболее слабых представителей другой группы и ряд подобных эффектов (Г.М. Андреева). конкурентные формы межгруппового взаимодействия имеют негативных потенций: возникновение группового эгоизма; дезинтеграция группы ,построение группой психологической защиты и уход от межгруппового сравнения; утрата чувства идентичности; возникновение и (или) обострение межгруппового конфликта.
Желательно сочетать такие формы организации межгруппового взаимодействия, когда неудача группы в одной сфере жизнедеятельности может быть компенсирована ее успешностью в другой.. Критерии оценки работы группы в процессе межгруппового взаимодействия должны быть доступными и понятными для всех участников взаимодействия. Оценка работы группы в процессе взаимодействия должна иметь локальный характер, т.е. оценивать надо меру успешности группы в конкретной работе, а не саму группу.
Организация массового взаимодействия в воспитательной организации предполагает вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, восприятие и переживание какого-либо зрелища.
Подготовка зрелища предполагает, во-первых, определить характер предстоящего зрелища, ибо от этого зависят его содержание, форма и все прочее. Оно может иметь просветительский, развлекательный, спортивный, игровой характер. Во-вторых, следует выбрать его форму, учитывая при этом ожидаемый состав участников, (просветительский характер проведение в формах лекции, пресс-конференции, «круглого стола», развлекательное зрелище в форме концерта, шоу, популярной телепередачи.) В-третьих, отобрать виды воздействия, которые будут использованы в ходе зрелища (речевое, инструментальное, вокальное, хореографическое, спортивное), а также жанры предполагаемых воздействий (инструментального - классическая, поп-музыка). В-пятых, предпринять меры для привлечения внимания к предстоящему зрелищу тех, кого предполагается собрать на него, и создать у них некоторую установку на восприятие и отношение к предлагаемому зрелищу: объявления по местным радио, телеканалам и в прессе, афиши, листовки, программки, пригласительные билеты.
Когда участники собрались, перед организаторами встает задача удержать их, заинтересовать, пробудить у них любопытство к предстоящему зрелищу, что может быть достигнуто с помощью приемов. Во-первых, этому способствует организация пространства взаимодействия: специфическое расположение мест для участников и оформление зала или площадки плакатами, лозунгами, коллажами, элементами объемных декораций. Во-вторых, использование музыкального, светового и шумового оформления.
Эти приемы в сочетании с содержанием начавшегося зрелища способствуют вовлечению участников в позитивное реагирование на происходящее. У собравшихся может появиться не просто любопытство, а элементы сопереживания, у них появляется общий интерес.
Обучение взаимодействию-формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности. Оптимальным периодом подготовки к взаимодействию является детство, отрочество, юность, когда человек наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими.
Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитательной организации несколькими путями.
Во-первых, в процессе организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение происходит с помощью инструктирования руководителем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации. Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации, которые предполагают взаимодействие. В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично включенных в жизнь организации.
Чему же в первую очередь надо учить?
развивать у детей, подростков, юношей базу для речевого общения.
формирование у них социально ценных установок. У ребят нужно формировать интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату.
развитие коммуникативных умений, умение ориентироваться в партнерах..
Эффективным способом развития этих умений может стать ролевая игра. Суть ролевой игры как способа обучения взаимодействию в том, задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были более удачными.
Используя специальные способы обучения взаимодействию (этюды, тренинга, дискуссии, игры) руководителям необходимо так определять их содержание, чтобы оно было адекватно реальностям быта и жизнедеятельности членов коллектива и значимо для них. Руководителям необходимо создавать такую атмосферу своего взаимодействия с коллективом, которая бы исключала возникновение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы стремлению членов коллектива к самостоятельным поискам, стимулировала бы их отказ от тривиальных способов решения проблем и ситуаций. Для этого важно постоянно демонстрировать свою уверенность в силах каждого, в его возможности искать и находить решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия.
- 1_) Педагогика в системе наук о человеке, ее интегративный характер.
- 2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.
- 2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
- 4. Концепция программированного обучения.
- 3_)Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
- 4_)Особенности взаимодействия в образовательном процессе в контексте фгос ооо.
- 5_)Социальная педагогика как наука: история возникновения, объект, предмет, структура.
- 6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
- 7_)Социализация как социально-педагогическое явление.
- 8_)Факторы социализации и их влияние на развитие человека.
- 9_)Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.
- 10_)Социальное воспитание: сущность, принципы и особенности в современном обществе.
- 11_)Воспитательные организации: типы, виды, роль в социализации человека.
- 12_)Методика и технологии социального воспитания.
- 13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.
- 14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
- 15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.
- 16_)Методика и технологии социального воспитания в оздоровительном лагере.
- 17_)Социально-педагогическая виктимология.
- 18_)Человек как жертва социализации. Виды жертв и специфика их распространения в нестабильном обществе.
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 20_)Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- 22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 23_)Семья как субъект педагогического взаимодействия и персональная среда воспитания и развития ребенка.
- 24_)Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях.
- 25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 1_)Научные школы и теории в современной психологии.
- 2_)Методы и методология психологических исследований.
- 3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
- 6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.
- 7_)Психология общения. Основные закономерности общения.
- 8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.
- 9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.
- 10_)Психология педагогической деятельности: сущность, структура, мотивы педагогической деятельности.
- 11_)Психология личности учителя: педагогические способности, стили педагогической деятельности.
- 12_)Возрастно-психологическое консультирование в профилактике девиантного поведения.
- 13_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в дошкольном возрасте.
- 14_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в младшем школьном возрасте.
- 15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.
- 16_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в юношеском возрасте.
- 17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
- 19_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей подросткового возраста.
- 20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.
- 21_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с икт-зависимостью
- 22_)Психолого-педагогическая помощь семье в трудной жизненной ситуации.
- 23_)Технологии работы психолога с дисфункциональными семьями.
- 24_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
- 25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
- 1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
- 2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.
- 3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.
- 4_)Психолого-педагогические основы реабилитации лиц с девиантным поведением.
- 6_)Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков.
- 7_)Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения.
- 8_)Правовая психология в профилактической работе с подростками и молодежью.
- 9_)Превентивная психология в системе профилактики девиантного поведения.
- 10_)Правовое обеспечение защиты детства.
- 11_)Педагогика и психология развития правосознания у детей и подростков.
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 14_)Профилактика зависимостей: общие подходы и специальные технологии.
- 15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.
- 16_)Психолого-педагогическая экспертиза: цель, функции, этапы, принципы.
- 17_)Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения молодежи.
- 23_)Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок.
- 24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.
- 25_)Педагог-психолог в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.