logo
шпоры ГОСЫ

12_)Методика и технологии социального воспитания.

Социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

Методика социального воспитания – это отрасль педагогического знания, в которой отбираются из практики и конструируются новые способы целесообразной организации процесса социального воспитания. В методику социального воспитания входят методика организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций, методика обучения взаимодействию в их жизнедеятельности и методика оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Наиболее распространённой является классификация, согласно которой все методы воспитания делятся на три группы:1) методы формирования сознания; беседа Это один из основных методов привнесения теории в сознание воспитанников и обобщения ими приобретённого опыта поведения, диспут.Это такой метод формирования суждений, оценок, убеждений, который основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщённости, стойкости и гибкости. Диспут не требует определённых и окончательных решений. Он даёт участникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. лекция это развёрнутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического содержания. Логическим центром лекции является теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Лекцию как метод отличают убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, живое слово социального педагога. и др.2) методы организации деятельности; педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе. Содержание педагогических требований определяется нравственными нормами, действующими в обществе. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намёк и т.п.) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения., общественное мнение метод мотивации организуемой деятельности, который может быть использован только при наличии развитого коллектива. Диалектика его состоит в том, что, будучи сформированным в результате сложной педагогической деятельности по организации коллектива, общественное мнение само становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность. Выражая оценки, суждения, требования коллектива, оно чаще всего выступает в роли метода воспитания при оценке деятельности, поступков членов коллектива либо его отдельных групп, упражнение это систематическое повторение действий. Постоянство условий, точность, последовательность, постепенное усложнение практических действий в конечном итоге приводят к выработке ценных устойчивых форм поведения воспитуемого.Методическими требованиями к упражнениям в воспитательном процессе, выведенными из обобщений передового опыта, являются следующие:

- упражнение следует проводить лишь на основе осознания воспитанником полезности и необходимости упражняемого действия, привычки;- вначале следует добиваться точности производимого действия и лишь затем быстроты;- количество повторений для приобретения полезного способа индивидуально, оно зависит от имеющегося опыта воспитанника;- успех ребёнка в приобретении результатов упражнения должен быть замечен и эмоционально подкреплён., метод организации общественно полезной деятельности формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения. Он предоставляет социальному педагогу самые широкие, практически неисчерпаемые возможности ставить перед детьми задачи разной степени трудности и вовлекать их в различные по сложности отношения с окружающими., метод использования творческой игры Воспитательное значение игры состоит в том, что в ролевом поведении выражается определённый нравственный образец, пример, необычайно привлекающий ребёнка, этому образцу он и подражает в игре. При использовании этого метода социальному педагогу необходимо соблюдать следующие требования:- идею игры можно предложить, но нельзя её детям навязывать;- надо помочь детям обогатить её содержание, максимально насытить действиями;- при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребёнка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности;- помочь в оснащении необходимыми предметами;- обеспечить детям возможность «доиграть», не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена.После игры следует включать в повседневную жизнь детей игровые элементы, которые поддерживали бы соответствующее настроение деятельности и её смысл.3) методы стимулирования деятельности относятся поощрение находит выражение положительная оценка поступков и действий отдельного человека или коллектива. Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека Видами поощрений могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почётных обязанностей и др, наказание выступает как форма предъявления определённых требований к коллективу или личности, исправления воспитанников и предупреждения недостойных поступков. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда воспитанник нарушает правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок и дисциплину. и «взрыв» Название методу дал Антон Семёнович Макаренко, впервые описавший его и показавший суть воздействия. Это такой подход к перевоспитанию, когда педагогу уже не удаётся идти постепенно, медленно накапливая положительные изменения. «Взрыв» - это способ резкой мерой разрушить, «Взорвать» ту ложную позицию, которая сложилась у воспитанника. Такая мера осуществляется не только наказанием, она не обязательно с отрицательными переживаниями, наоборот, чаще всего эта мера имеет положительное содержание. Его отличительные черты – неожиданность для ребёнка и высокий эмоциональный заряд. Метод «взрыва» своей внезапностью как бы застигает человека врасплох, а сильное эмоциональное впечатление лишает его возможности ответить в своей обычной манере. В этот момент растерянности, потеряв прежнюю уверенность в своей позиции, воспитуемый, иногда и не осознавая своего шага, принимает предложенный ему новый путь.Метод «взрыва», однако, может успешно применяться только в определённых условиях, когда человек сам уже смутно испытывает недовольство собой, колебания, переживает известную борьбу мотивов, ощущение, что «зашёл в тупик». С другой стороны, применение этого метода не решает всего дела перевоспитания, но только расчищает дорогу для дальнейшей педагогической работы. Разрушение прежней позиции происходит быстрее, чем построение новой. Последнее требует длительной терпеливой работы и использования всех основных методов воспитания. Поэтому пользоваться этим методом надо с большой осторожностью и будучи уверенным, что другой путь невозможен.