logo
шпоры ГОСЫ

15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.

В качестве основных рисков в образовательной среде современными исследователями рассматриваются недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, низкая материально-техническая база, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде, развитию личности ее участников.

В качестве одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде рассматривается неудовлетворенность важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника при этом являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

К основным опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде относится несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий.

Выделяется следующий комплекс педагогических факторов риска, ранжированных в зависимости от силы влияния:

1) стрессовая педагогическая тактика;

2) интенсификация учебного процесса;

3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

4) нерациональная организация учебной деятельности;

5) функциональная неграмотность педагога.

В качестве наиболее значимого педагогического фактора риска рассматривают стрессовую педагогическую тактику, стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Одним из стрессовых факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Так, в практике современной школы успешность обучения, часто определяется не качественными, а количественными показателями (скоростными). стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, в частности форсирование обучения письму и чтению; методика обучения безотрывному письму выступает третьим по значимости фактором риска, вызывающим повышенное напряжение, переутомление.

Нерациональная организация учебной деятельности находит свое проявление в современной образовательной среде в сокращении перемен, отсутствии часа активного отдыха после третьего урока, концентрации контрольных и самостоятельных работ в один день, характерной для современной школы нерациональная организация урока, в течение которого 4-5 раз изменяется вид деятельности школьника и т. д.

Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.

Функциональная неграмотность педагога проявляется, прежде всего, в незнании педагогом ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, его возможностей, что может сочетаться с прекрасным владением предмета.

Одновременно с этим следует учитывать, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации, как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Особая опасность школьных факторов риска состоит в том, что действуют они комплексно, длительно и непрерывно 10-11 лет. Кроме этого, на начальные стадии заболеваний родители и педагоги часто не обращают внимания, а бить тревогу начинают, когда уже наблюдается выраженная патология .