logo
шпоры ГОСЫ

3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

Периодизация – делениие онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.

Существуют периодизации по одному внешнему критерию, но связанному с процессом психического развития ребенка. Примером такой периодизации может являться периодизация Рене Заззо на основе ступеней системы воспитания и обучения детей. В данной периодизации выделены следующие стадии развития:

- стадия раннего детства (до 3 лет), ее основное содержание – воспитание в семье;

- стадия дошкольного возраста (3-6 лет), ее основное содержание – воспитание в семье или дошкольном учреждении;

- стадия начального школьного образования (6-12 лет), ее основное содержание – приобретение основных интеллектуальных навыков в начальной школе;

- стадия обучения в средней школе (12-16 лет), ее содержание – получение общего образования;

- после 16 лет – стадия высшего или университетского образования.

Существуют также периодизации по одному внутреннему критерию, т.е. на основе какой-либо одной стороны детского развития. Примером таких периодизаций является периодизация Πавла Петровича Блонского на основе физиологического признака – появления и смены зубов. В данной периодизации выделяются следующие стадии;

- беззубое детство – до прорезывания всех молочных зубов (от 8 мес. до 2-2,5 лет);

- молочнозубое детство – до начала смены зубов (приблизительно до 6,5 лет);

- постояннозубое детство – до появления третьих задних коренных зубов (зубы мудрости).

Американский психолог Лоренц Колберг сделал акцент на моральное развитие и выделил:

1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.

2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

Лев Семенович Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития:

1.кризис новорожденности (от 0 до 2 месяцев);

2.младенческий возраст (от 2 до 12 месяцев);

3.кризис 1 года;

4.раннее детство (от 1 до 3 лет);

5.кризис 3 лет;

6.дошкольное детство (от 3 до 7 лет);

7.кризис 7 лет;

8.школьный возраст (от 7 до 12 лет);

9.кризис 13 лет;

10.пубертальный возраст (от 14 до 17 лет);

11.кризис 17 лет.

Даниил Борисович Эльконин. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый". "Общественный взрослый" выступает носителем "общественно выработанных способов действия" с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и

развиваются различные психические новообразования.

Основные положения периодизации развития таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

- Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

- Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

- Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

- Младенчество (от рождения до одного года жизни);

- Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

- Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

- Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

- Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

- Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

- Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Артур Владимирович Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяет следующие возрастные периоды:

1. Эпоха детства – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.

- период раннего детства (0-3 года)

- период дошкольного детства (3-7 лет)

- период младшего школьного возраста (7-11 лет).

2. Эпоха отрочества (период среднего школьного возраста – 11-15 лет) – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (период старшего школьного возраста – 15-17 лет) – должна произойти интеграция в общество.

3игмунд Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского  развития  соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. Психосексуальное развитие по Фрейду состоит из:

1) оральной (младенчество) – 0-1 год. Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела.

2) анальной (раннее детство) – 1-3 года. Приучение к туалету (самоконтроль).

3) фаллической (дошкольное детство) – 3-5. Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.

4) латентной (младший школьный возраст) – 5-12. Расширение социальных контактов со сверстниками.

5) генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет. Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

Становление личности в концепции Эрика Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми.

1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Жан Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения.

- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.

- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Виктор Иванович Слободчиков предложил схему – "матрицу возраста", в которой каждая ступень является относительно завершенным циклом психического развития, выстроена горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) психического развития.

1. Оживление.

- родовой кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения;

- стадия принятия: новорожденность – 0,5-4-й месяц жизни;

- кризис новорожденности: 3,5-7-й месяц;

- стадия освоения (младенец): 6-12-й месяц.

2. Одушевление.

- кризис младенчества: 11 – 18 месяцев;

- стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца – 3 года;

- кризис раннего детства: 2,5-3,5 года;

- стадия освоения – дошкольное детство: 3 года – 6,5 лет.

3. Персонализация.

- кризис детства: 5,5-7,5 лет;

- стадия принятия – отрочество: 7-11,5 лет;

- кризис отрочества: 11 – 14 лет;

- стадия освоения – юность: 13,5-18 лет.

4. Индивидуализация.

- кризис юности: 17лет – 21 год;

- стадия принятия – молодость: 19-28 лет;

- кризис молодости: 27 лет – 33 года;

- стадия освоения – взрослость: 32-42 года.

5. Универсализация.

- кризис взрослости: 39-45 лет;

- стадия принятия – зрелость: 44 года – 66 лет;

- кризис зрелости: 55-65 лет;

- стадия освоения – старость: 62 года.