1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
Хомич Альбина Викторовна
Научные принципы познания:
Содержанием методологии любой науки являются:
- мировоззренческие позиции, занимаемые исследователем;
- идейно-теоретические принципы, определяющие подходы к изучаемым явлениям;
- методы исследования, объясняющие различные феномены;
- результаты, получаемые в ходе проводимых исследований.
Подходы разных дисциплин к изучению девиантности философия
Общеметодологические принципы изучения отклоняющегося поведения
Любое научное изучение чего-либо – в том числе и отклоняющегося поведения - начинается с постановки и определения проблемы. Все научные проблемы можно разделить на два вида: теоретические и прикладные. Теоретическая проблема связана с отсутствием каких-либо знаний об изучаемой области действительности. Например, какие именно факторы обеспечивают преступность, как явление - это теоретическая проблема. Но если от ученого требуется дать рекомендации по снижению преступности в конкретном городе, если неизвестно, что именно определяет динамику преступности в данном городе, то он имеет дело с прикладной проблемой. Таким образом, теоретические проблемы связаны с приращением научного знания, а прикладные - с использованием этого знания в практических, точно определенных целях.
Затем определяются объект и предмет изучения – то есть то, что будет взято для изучения, и что нам угодно об этом узнать.
Следующим действием становится выдвижение целей изучения - то есть уточнение и конкретизация предмета в определенных формулировках, не оставляющих места разночтению, размытости, неопределенности, излишней всеобщности. Отчетливо сформулированные цели помогают отбросить обилие лишних фактов, с которыми исследователь неминуемо встречается в ходе работы.
Для достижения целей определяются задачи, которые надлежит при этом решить (действия, которые следует предпринять и осуществить). Задачи также понимаются, как промежуточные этапы, необходимые для достижения цели.
индуктивный) переход от целей к задачам через выдвижение гипотез, основной характеристикой которых являются: а) принципиальная возможность и положительного и отрицательного разрешения, б) невозможность априорного разрешения (до опытной проверки).
Для решения этих задач, предельно формализованных в гипотезах, выбираются пригодные методы.
Иногда при рассмотрении этой традиционной схемы забывают учитывать такое понятие, как результаты, кажущееся необходимым и очевидным звеном в этой цепи, и о которых по этой причине не стоит говорить. Однако это не так, и о результатах не следует забывать, поскольку на них, во-первых, проверяется правильность и эффективность взятых для исследования методов, а во-вторых, они (результаты) служат основанием для выдвижения последующих гипотез. То есть именно на них основывается дальнейшее изучение этой области действительности.
Научном сообществе проблема девиации рассматривается как психологическая (А.Е. Личко, В.С. Битенский), личностная (В.Д. Менделевич, К.С. Лисецкий, С.В. Березин), социальная (Дж.А. Соломзес, В. Чеурсан, Г. Соколовский), медицинская (Н.Н. Иванец, М.А. Винникова).
Теоретико-методологической основой исследования являются представления отечественной психологии:
о высших психических функциях как сложных самоорганизующихся процессах (Выготский Л.С., 1996; Леонтьев А.Н., 1983);
о единстве интеллектуальных и аффективных процессов и их взаимосвязи и взаимовлиянии ( Лурия А.Р., 1974; Рубинштейн С.Л., 1973);
о концепции опосредствования (Зейгарник Б.В., 1980);
о механизмах рефлексивной регуляции психической деятельности в норме и патологии (Николаева В.В., 1987; Тхостов А.Ш., 2001; Холмогорова А.Б., 1999);
методологические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения (О.М. Маслова, М.Е. Позднякова, Г.Г. Татарова);
к определяющим факторам девиантного поведения подростков относятся социальные и психологические условия жизни, факторы группового влияния, непосредственное психофизиологическое воздействие психоактивных средств, вызывающее состояние удовольствия или удовлетворенности.
Изучению личностных черт, характерных для подростков, склонных к девиантному поведению, посвящены работы А. А. Коломиец, Н. Г. Найденовой, Ю. П. Лисицына и П. И. Сидорова и др.
По мнению Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Кузнецова И.В., Лобаскова М.М., личности подростка с девиантным поведением присуще сочетание некоторых психологических особенностей, таких как: несформированность высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие социально значимых установок, низкий самоконтроль, психическая неуравновешенность, установка на быстрое удовлетворение потребностей при минимальных затратах усилий, неопределенность жизненной перспективы, нарушение психологических адаптивных механизмов. Все это может вести к стремлению изменить свое психическое состояние (27, с. 82-92)
Роли социальной группы как фактора приобщения к девиантному поведению подростков уделяется особое внимание в работах А. Е. Тарас, В. Е. Смирнова, С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. А. Мотынги и Д. В. Колесова. Ученые сходятся во мнении, что девиантное поведение - результат «социального научения» подростка (2, с. 125). Знакомство, например, с алкогольными напитками начинается с дружеских контактов с их потребителями. Первое употребление (обычно пива, вина) происходит в кругу знакомых. Господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Продолжение употребления алкоголя определяется тем, что первое употребление не вызывает отрицательных эмоций или даже дает такие положительные эффекты, как признание и принадлежность к группе. В некоторых случаях уже первая проба ведет к эйфории, которая быстро становится главным фактором продолжения приема того или иного вещества.
Трудностям подростка, находящегося «на перекрестке» возрастов, посвящены работы Бабакова А.И, С. В. Кривцовой, Л. С. Алексеевой. При этом Бабаков А. И. акцентирует внимание на внутренних и внешних причинах истоков девиантного поведения. Она рассматривает феномен девиации в неразрывной связи с возрастными, индивидуальными особенностями, а также специфическими условиями социальной среды, в которых развивается личность.
Три основных существующих стратегии профилактики девиантного поведения:
— устранение всех причин возникновения девиаций в поведении или всеобъемлющая (тотальная) профилактика;
— профилактика в соответствии с особенностями личности каждого учащегося или личностно-ориентированная профилактика;
— профилактика девиаций на ранних этапах возникновения девиантного поведения или стратегия быстрого реагирования. Данные стратегии
- 1_) Педагогика в системе наук о человеке, ее интегративный характер.
- 2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.
- 2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
- 4. Концепция программированного обучения.
- 3_)Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
- 4_)Особенности взаимодействия в образовательном процессе в контексте фгос ооо.
- 5_)Социальная педагогика как наука: история возникновения, объект, предмет, структура.
- 6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
- 7_)Социализация как социально-педагогическое явление.
- 8_)Факторы социализации и их влияние на развитие человека.
- 9_)Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.
- 10_)Социальное воспитание: сущность, принципы и особенности в современном обществе.
- 11_)Воспитательные организации: типы, виды, роль в социализации человека.
- 12_)Методика и технологии социального воспитания.
- 13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.
- 14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
- 15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.
- 16_)Методика и технологии социального воспитания в оздоровительном лагере.
- 17_)Социально-педагогическая виктимология.
- 18_)Человек как жертва социализации. Виды жертв и специфика их распространения в нестабильном обществе.
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 20_)Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- 22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 23_)Семья как субъект педагогического взаимодействия и персональная среда воспитания и развития ребенка.
- 24_)Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях.
- 25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 1_)Научные школы и теории в современной психологии.
- 2_)Методы и методология психологических исследований.
- 3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
- 6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.
- 7_)Психология общения. Основные закономерности общения.
- 8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.
- 9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.
- 10_)Психология педагогической деятельности: сущность, структура, мотивы педагогической деятельности.
- 11_)Психология личности учителя: педагогические способности, стили педагогической деятельности.
- 12_)Возрастно-психологическое консультирование в профилактике девиантного поведения.
- 13_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в дошкольном возрасте.
- 14_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в младшем школьном возрасте.
- 15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.
- 16_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в юношеском возрасте.
- 17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
- 19_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей подросткового возраста.
- 20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.
- 21_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с икт-зависимостью
- 22_)Психолого-педагогическая помощь семье в трудной жизненной ситуации.
- 23_)Технологии работы психолога с дисфункциональными семьями.
- 24_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
- 25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
- 1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
- 2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.
- 3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.
- 4_)Психолого-педагогические основы реабилитации лиц с девиантным поведением.
- 6_)Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков.
- 7_)Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения.
- 8_)Правовая психология в профилактической работе с подростками и молодежью.
- 9_)Превентивная психология в системе профилактики девиантного поведения.
- 10_)Правовое обеспечение защиты детства.
- 11_)Педагогика и психология развития правосознания у детей и подростков.
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 14_)Профилактика зависимостей: общие подходы и специальные технологии.
- 15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.
- 16_)Психолого-педагогическая экспертиза: цель, функции, этапы, принципы.
- 17_)Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения молодежи.
- 23_)Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок.
- 24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.
- 25_)Педагог-психолог в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.