logo
шпоры ГОСЫ

9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.

Предметом психологии воспитания является изучение психологических закономерностей формирования сознания человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и детей, взаимодействия самих школьников, которые являются не только объектами, но и субъектом воспитания.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей. Процесс воспитания осуществляется непрерывно, в течение всей жизни человека, и он является и объектом, и субъектом воспитания.

В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:

1) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества;

2) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;

3) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Все эти этапы могут быть реализованы только при включении воспитанников в различные формы и виды активной деятельности. 

Воспитание – целенаправленный процесс. Главные его задачи – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Общая цель воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику и он соглашается с ней, принимает ее.

Процесс воспитания является многофакторным. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. Воспитание практически никогда не дает мгновенного эффекта.  Воспитание обязательно должно быть непрерывным. Успешно осуществлять воспитание можно только в том случае, если постоянно придерживаться определенных принципов:

1) формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. В воспитании имеет значение не столько знание общих возрастных психологических особенностей детей, сколько учет их личностных качеств, от которых зависят складывающиеся со временем основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общая направленность личности, доминирующие мотивы поведения;

2) выдвижение системы ближайших, средних и далеких целей воспитания. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, необходимо выстраивание нескольких целей. Все эти цели должны быть взаимосвязаны: достижение одной цели должно быть обязательным условием для возможности достижения другой. Ближние цели вытекают из средних, а средние обоснованы и поддержаны дальними.

3. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. Воспитатель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут.

4. Воспитание через взаимодействие. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств.

5. Воспитание через творчество. Необходимо активно включать детей в деятельность творческого характера и целенаправленно развивать у них творческие способности.

Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. 

Институтами воспитания в педагогике и психологии называются те общественные организации и структуры, конкретные группы людей, в которых ребенок получает социальный опыт и которые призваны оказывать воспитательное воздействие на его личность. Для ребенка главными институтами его воспитания являются семья и школа. Другие социальные институты: внешкольные и внесемейные организации (в том числе общественные, политические, религиозные), неформальные сообщества, средства массовой информации, культуры.

Семья как институт воспитания занимает совершенно особое положение в силу того, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, является ее эмоциональным центром и то, что он получает от семьи, остается с ним на всю жизнь. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья — это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Воспитательное воздействие семьи тем не менее ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни.

В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени, до 10—11 лет, обучаясь с 6—7 до 16—17 лет. Там его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы. Все это—очевидные достоинства школьного воспитания. Но есть у него и слабые стороны, одна из них — обезличенность. Для работников школы в отличие от членов семьи все дети одинаковы, и всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание.

Широкое и разнообразное воспитательное воздействие осуществляется также через печать, радио, телевидение и иные средства массовой информации. Преимущество данных средств воспитательного воздействия состоит в том, что здесь в качестве источника воспитательных влияний можно использовать лучших специалистов, лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, «тиражируя» их в нужном количестве через соответствующие технические средства и повторно воспроизводя столько раз, сколько потребуется. Готовя литературу для детей, фильмы, радио- и телепередачи, можно заранее тщательно обдумать их содержание, взвесить и оценить возможное воспитательное воздействие. Все это—достоинства, но есть и заметный недостаток: влияния этого источника воспитательных воздействий рассчитаны в основном на среднюю личность и могут не дойти до каждого ребенка, т. е. они не индивидуализированы и не располагают так называемой «обратной связью». Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Наконец, личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Такие группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, принято называть референтными.

Воспитательное воздействие осуществляется целенаправленно и регулируемо посредством психологических механизмов воспитания:

1) убеждения - теоретически обоснованные приемы, с помощью которых информация органично вплетается в сферу интересов человека, происходит ее внутреннее принятие. Убеждение осуществляется с помощью специальных логических приемов воздействия или интуитивно, случайно, наследуются от других (стихийно).

2) внушение - информационное воздействие на чувства, через них на ум и волю личности, вследствие чего восприятие информации становится некритичным и почти неосознанным. Внушение основывается на свойствах слова создавать образы поведения, при дополнительном эмоциональном воздействии усваиваются бессознательно, без вмешательства активного мышления. Используют различные виды внушения: прямое, опосредованное, произвольное, непроизвольное;

3) заражение - процесс перехода от человека к человеку различных эмоциональных состояний (захват, тревога, радость, энтузиазм и т.п.), которые бесконтрольно воспринимаются и воспроизводятся людьми в ситуации их общения. Например, четкая, аккуратная, умела и красивая демонстрация учителем трудовых операций и приемов заражает учеников желанием и энтузиазмом в достижении такого же мастерства в работе;

4) подражание - воспроизведение человеком в преобразованном виде определенных внешних черт, образцов поведения, манер, поступков, которые она наблюдала в других людей;

5) рефлексия - осмысление человеком причин, закономерностей и механизмов их деятельности, поведения, социального и индивидуального способа существования. Рефлексия является одним из важных механизмов самовоспитания человека.