4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Закономерности психического развития
1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер, а гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций
2. Неустойчивость развития
Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития
3. Сенситивность психического развития
Развитие включает сенситивные периоды, для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств
4. Кумулятивность психического развития
Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь
5. Дивергентность — конвергентностъ хода развития
Психическое развитие включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции —дивергенцию (повышение разнообразия) и конвергенцию (свертывание, усиление избирательности).
Принцип – это способ объяснения наблюдаемых фактов. В качестве ведущих можно выделить следующие общесистемные принципы психического развития человека.
1. Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Если интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций, то дифференциация - это процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными, более специфическими функциями. Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции. Развитие – это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого.
2. принцип цельности как критерий развития функции. Цельность - это интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения, обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Иными словами, цельность показывает меру связности элементов целого.
3. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы. Функция тенденции к сохранению принадлежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения в поколение, а функция тенденции к изменению -изменчивости, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом, является универсальной закономерностью развития любых систем.
4. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. «Без неустойчивости нет развития. «Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивость, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность».
Законы психического развития - это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека:
1. Закон цикличности развития. Закон неравномерности детского развития (Л.С.Выготский)
Закон цикличности развития: Развитие имеет сложную организацию во времени. Темп и содержание развития изменяются на портяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития, сменяются периодами замедления затаухания. Такие циклы развития характерны как для отдельных психич. функций, так и для развития психики в целом. Каждый возраст – цикл развития со своим темпом и содержанием.
Закон неравномерности: разные стороны личности, в том числе психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. В один период появляются одни функции, которые развиваются интенсивно, в др. другие. На каждом возрастном этапе происходит изменение соотношения между функциями. Развитие отдельн. функц. зависит от того, в какую ист. межфункц. связей она включена. Первоначально сознание реб. не дефференцировано (до 1г), в раннем детстве начинается разделение функций.
2. Закон «метаморфозы» в детском развитии. Закон эволюции и инволюции в детском развитии (Л.С.Выготский)
Закон метаморфозы: Развитие не сводится к количественным изменениям, эта цепь качественных изменений, цепь метаморфоз, т.е превращение одной формы в др. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает новый опыт. Психика ребенка своеобразна на каждый возрастной ступени. Она качественно отлична от того, что было раньше и что будет потом. Закон эволюции и инволюции: Процессы инволюции (обрат. Развития) как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивается в предыдущем этапе отмирает или преобразуется. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантелизм.
3. Закон развития высших психических функций (Л.С.Выготский)
Всякая высшая Ψ-ая функция (любое Ψ-ое новообразование) возникает вначале в совместной во взрослой деятти ребёнка.(как функция интерпсихическая по Выготскому) как функция разделенная между ребенком и взрослым, затем она интериоризуется, присваивается ребенком, проявл. в его индивид. деят-ти (как функция интерпсихическая).
Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития.
5_)Проблема личности в социальной психологии.Модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;2) объясняет механизмы социализации личности;3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.Психоаналитические теории личности. В структуре личности З. Фрейд выделял три основные компонента:1) Ид или «Оно»;2) Эго или «Я»;3) Сверх-Эго или «Сверх-Я».«Сверх-Я» формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек. Уровень Эго или «Я» расположен в предсознании, где идет постоянный конфликт между «Сверх-Я» и «Оно», которое находиться в подсознании и представляет собой врожденный инстинкты и потребности тела.Согласно Зигмунду Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).В основе развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни и инстинкт смерти.Карл Юнг придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.По мнению Альфред Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.Гуманистический подходАбрахам Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль. Психология отношений Александра Федоровича Лазурского и Владимира Николаевича Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями.В.Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений.Теория установки Дмитрий Николаевич Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.
- 1_) Педагогика в системе наук о человеке, ее интегративный характер.
- 2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.
- 2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
- 4. Концепция программированного обучения.
- 3_)Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
- 4_)Особенности взаимодействия в образовательном процессе в контексте фгос ооо.
- 5_)Социальная педагогика как наука: история возникновения, объект, предмет, структура.
- 6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
- 7_)Социализация как социально-педагогическое явление.
- 8_)Факторы социализации и их влияние на развитие человека.
- 9_)Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.
- 10_)Социальное воспитание: сущность, принципы и особенности в современном обществе.
- 11_)Воспитательные организации: типы, виды, роль в социализации человека.
- 12_)Методика и технологии социального воспитания.
- 13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.
- 14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
- 15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.
- 16_)Методика и технологии социального воспитания в оздоровительном лагере.
- 17_)Социально-педагогическая виктимология.
- 18_)Человек как жертва социализации. Виды жертв и специфика их распространения в нестабильном обществе.
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 20_)Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- 22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 23_)Семья как субъект педагогического взаимодействия и персональная среда воспитания и развития ребенка.
- 24_)Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях.
- 25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 1_)Научные школы и теории в современной психологии.
- 2_)Методы и методология психологических исследований.
- 3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
- 6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.
- 7_)Психология общения. Основные закономерности общения.
- 8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.
- 9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.
- 10_)Психология педагогической деятельности: сущность, структура, мотивы педагогической деятельности.
- 11_)Психология личности учителя: педагогические способности, стили педагогической деятельности.
- 12_)Возрастно-психологическое консультирование в профилактике девиантного поведения.
- 13_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в дошкольном возрасте.
- 14_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в младшем школьном возрасте.
- 15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.
- 16_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в юношеском возрасте.
- 17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
- 19_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей подросткового возраста.
- 20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.
- 21_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с икт-зависимостью
- 22_)Психолого-педагогическая помощь семье в трудной жизненной ситуации.
- 23_)Технологии работы психолога с дисфункциональными семьями.
- 24_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
- 25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
- 1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
- 2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.
- 3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.
- 4_)Психолого-педагогические основы реабилитации лиц с девиантным поведением.
- 6_)Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков.
- 7_)Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения.
- 8_)Правовая психология в профилактической работе с подростками и молодежью.
- 9_)Превентивная психология в системе профилактики девиантного поведения.
- 10_)Правовое обеспечение защиты детства.
- 11_)Педагогика и психология развития правосознания у детей и подростков.
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 14_)Профилактика зависимостей: общие подходы и специальные технологии.
- 15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.
- 16_)Психолого-педагогическая экспертиза: цель, функции, этапы, принципы.
- 17_)Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения молодежи.
- 23_)Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок.
- 24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.
- 25_)Педагог-психолог в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.