logo
шпоры ГОСЫ

4_Законы, закономерности, принципы психического развития.

Развитие - процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Закономерности психического развития

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью

Неравномерность развития проявля­ется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер, а гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во вре­мени) фаз развития отдельных органов и функций

2. Неустойчивость развития

Развитие всегда проходит через не­устойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития

3. Сенситивность психического развития

Развитие включает сенситивные периоды, для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств

4. Кумулятивность психического развития

Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным обра­зом трансформируясь

5. Дивергентность — конвергентностъ хода развития

Психическое развитие включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции —дивергенцию (повыше­ние разнообразия) и конвергенцию (свертывание, усиление избиратель­ности).

 Принцип – это способ объяснения наблюдаемых фактов. В качестве ведущих можно выделить следующие общесистемные принципы психического развития человека.

1. Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Если интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций, то дифференциация - это процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными, более специфическими функциями. Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции. Развитие – это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого.

2. принцип цельности как критерий развития функции. Цельность - это интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения, обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Иными словами, цельность показывает меру связности элементов целого.

3. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы. Функция тенденции к сохранению принадлежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения в поколение, а функция тенденции к изменению -изменчивости, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом, является универсальной закономерностью развития любых систем.

4. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. «Без неустойчивости нет развития. «Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивость, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность».

Законы психического развития - это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека:

1. Закон цикличности развития. Закон неравномерности детского развития (Л.С.Выготский)

Закон цикличности развития: Развитие имеет сложную организацию во времени. Темп и содержание развития изменяются на портяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития, сменяются периодами замедления затаухания. Такие циклы развития характерны как для отдельных психич. функций, так и для развития психики в целом. Каждый возраст – цикл развития со своим темпом и содержанием.

Закон неравномерности: разные стороны личности, в том числе психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. В один период появляются одни функции, которые развиваются интенсивно, в др. другие. На каждом возрастном этапе происходит изменение соотношения между функциями. Развитие отдельн. функц. зависит от того, в какую ист. межфункц. связей она включена. Первоначально сознание реб. не дефференцировано (до 1г), в раннем детстве начинается разделение функций.

2. Закон «метаморфозы» в детском развитии. Закон эволюции и инволюции в детском развитии (Л.С.Выготский)

Закон метаморфозы: Развитие не сводится к количественным изменениям, эта цепь качественных изменений, цепь метаморфоз, т.е превращение одной формы в др. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает новый опыт. Психика ребенка своеобразна на каждый возрастной ступени. Она качественно отлична от того, что было раньше и что будет потом. Закон эволюции и инволюции: Процессы инволюции (обрат. Развития) как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивается в предыдущем этапе отмирает или преобразуется. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантелизм.

3. Закон развития высших психических функций (Л.С.Выготский)

Всякая высшая Ψ-ая функция (любое Ψ-ое новообразование) возникает вначале в совместной во взрослой деятти ребёнка.(как функция интерпсихическая по Выготскому) как функция разделенная между ребенком и взрослым, затем она интериоризуется, присваивается ребенком, проявл. в его индивид. деят-ти (как функция интерпсихическая).

Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития. 

5_)Проблема личности в социальной психологии.Модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;2) объясняет механизмы социализации личности;3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.Психоаналитические теории личности. В структуре личности З. Фрейд выделял три основные компонента:1) Ид или «Оно»;2) Эго или «Я»;3) Сверх-Эго или «Сверх-Я».«Сверх-Я» формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек. Уровень Эго или «Я» расположен в предсознании, где идет постоянный конфликт между «Сверх-Я» и «Оно», которое находиться в подсознании и представляет собой врожденный инстинкты и потребности тела.Согласно Зигмунду Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).В основе развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни и инстинкт смерти.Карл Юнг придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.По мнению Альфред Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.Гуманистический подходАбрахам Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль. Психология отношений Александра Федоровича Лазурского и Владимира Николаевича Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями.В.Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений.Теория установки Дмитрий Николаевич Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.