logo
шпоры ГОСЫ

1_)Научные школы и теории в современной психологии.

Современная психология охватывает период с начала 20в.  В психологии существуют несколько научных школ (направлений) различные теории.

Психоанализ («фрейдизм») - учение о роли бессознательного в психике. Создатель австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Он выделил в структуре психики человека три сферы: сознание, предсознание и бессознательную психику. Разработал концепцию бессознательного. Согласно ей, в основе деятельности личности лежит энергетический принцип. Психическая энергия вырабатывается в организме человека непрерывно благодаря биопсихологическим процессам. Энергия превращается в желания. Желания должны удовлетворяться через достижения удовольствия. Если энергия не превращается в удовольствие, происходит общее психологическое напряжение, поскольку в психике накапливается избыточная энергия. Возникает бессознательное состояние беспокойства, неудовлетворенности. В результате развивается невроз в виде тех или иных комплексов. Фрейд полагал, что психология человека обусловливается бессознательными, иррациональными силами - инстинктами (влечениями). Основными из них являются сексуальные влечения и влечение к смерти. Сознание человека подчинено бессознательному, поэтому именно бессознательное управляет поведением человека.

Последователи Фрейда «неофрейдисты» сохранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были признать решающее влияние социальных факторов на психику и поведение человека. К числу наиболее известных представителей относятся американские психологи Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Салливен. Согласно Хорни причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства. Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей.

Бихевиоризм - наука о поведении человека. Основателем стал американский психолог Джеймс Уотсон. Предметом психологии, согласно бихевиоризму, является поведение человека от рождения до смерти. Сознание из психологии исключалось, хотя его наличие у людей не отрицалось. Уотсон рассматривал поведение людей как сумму реакций в ответ на раздражители внешней среды - стимулы. В воззрениях бихевиористов человек становится похожим на животное, является биологической стимул - реактивной машиной, которую с помощью суммы стимулов можно научить чему угодно.

Позднее американский психолог Эдвард Чейс Толмен расширил понимание поведения и ввел в схему классического бихевиоризма стимул - реакция промежуточные переменные. К ним он отнес влечение, силу навыка, цель, это придало бихевиоризму новые возможности, и трансформировало его в необихевиоризм, или новый бихевиоризм. Согласно Толмену, единицей поведения выступает целостный акт, движимый мотивом, направленный на цель и опосредованный когнитивными картами. Когнитивная карта - это субъективное представление, образ ситуации, складывающийся у субъекта в опыте, определяющий выбор поведения. Беррес Фредерик Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Скиннера. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются.

Гештальтпсихология - учение о целостности психических явлений. Ее видные представители Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер, Курт Левин. Основным положением данного направления стало утверждение, что первичными элементами психологии являются целостные структуры (гештальты). Сегодня данный термин широко используется для обозначения завершенного, целостного явления. Гештальт влияет на сознан ие таким образом, что в нем сразу же формируется целостный образ. Главное для человека - реализовать свои гештальты и тогда он разрешит жизненные проблемы. Гештальтпсихология утверждает, что человек есть часть целого, особого «психологического поля», но такая часть, которая сама характеризуется целостностью.

Гуманистическая психология. Она возникла в противовес господствовавшим бихевиоризму и психоанализу, которые она оценивала как негуманные. Ее представители Эрих Фромм, Абрахам Харольд Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей и считает его способным управлять собственным развитием. Человек - уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, сознающая свое значение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Гуманистическая психология является мировоззренческой и практической основой педагогики и воспитания, исходящей из идеи раскрытия творческих возможностей каждого человека, использования творческих форм групповой работы на основе духовных ценностей, нацеливает на поиск смысла бытия. Фром человека рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребност. Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях. Но даже если в данный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он негодяй или полное ничтожество, это не значит, что таким он останется навсегда. Маслоу рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни. Согласно Роджерсу, каждый наделен стремлением заботиться о своей жизни, чтобы сохранять ее и улучшать. На основе разнообразного опыта общения с другими людьми и их поведения, у человека формируется система представлений о себе — реальное Я. То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует идеальное Я. К нему и стремится приблизиться реальное Я.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Джордж Келли, один из основателей этого направления, считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон.

Общественно-историческая концепция. Лев Семенович Выготский создал культурно-историческую концепцию развития человека. Он считал, что индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне в социальной форме, а затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь.

Деятельностная концепция.    Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев поставили и успешно решали проблему единства сознания и деятельности. Изменяя окружающий мир, человек вместе с тем развивается сам, формируя собственную психологическую природу.

Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма. Ее основатель Альфред Адлер. Он рассматривал человека как единое, целостное существо, элементы которого согласуются друг с другом. Согласно его представлениям, индивидуум — это неделимое целое мозга и тела, сознательного и бессознательного, единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности.

Аналитическая психология – система взглядов швейцарского психолога Карла Густава Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления – психоанализа Фрейда. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Транзактный анализ – это теория личности и система психотерапии, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Бёрном. Бёрн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих «транзакций» (три состояния эго-состояния: «взрослый», «родитель», «ребенок»). В каждый момент взаимоотношения с другими людьми индивид находится в одном из этих состояний. Например, эго-состояние «родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Кроме того, состояние «родитель» содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг.

Теория социального научения. В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.

Трансперсональная психология. Это сравнительно новое направление психологии. Современным представителем направления является Станислав Гроф. Сущность теоретических представлений здесь та­кова: источники, детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пре­делами индивидуального, прижизненного опыта. Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами по традиции обозначается как «persona». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т. е. трансперсональное. Гроф говорит также о перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития. Большой вклад в трансперсональную психологию внес Вен Уилбер. Процесс эволюции сознания, согласно Уилберу, включает наружную дугу (движение от подсознания к самосознанию) и внутреннюю дугу (от самосознания к сверхсознанию).