logo
шпоры ГОСЫ

24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.

Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате   кризисной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния. Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы  людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации. Экстренная, неотложная психологическая помощь, направлена на возвращение пострадавшего к адаптивному уровню функционирования, снижение негативного воздействия травматического события, предотвращение психопатологии.

Состояние пострадавших детей и подростков. В качестве наиболее распространенных симптомов называют: нарушения сна; нарушения общения со сверстниками и родителями, трудности сепарации (стремление постоянно находиться рядом с родителями, спать вместе с ними и т.п.); снижение способности к концентрации, трудности в сосредоточении на школьной работе, временное снижение памяти, утрату имевшихся ранее навыков; навязчивые мысли; повышенную настороженность и подозрительность; утрату жизненных перспектив; страхи;  раздражительность; чувство вины; депрессию; повышение уровня тревожности вплоть до приступов паники.

Правила оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам

Чтобы оказать экстренную психологическую помощь, нужно: 1. Убедиться в собственной безопасности 2. Желать оказать помощь 3. Иметь стойкость и самообладание 4. Не навредить

Решение многих проблем невозможно решить быстро, поэтому важно выбрать направление действий и начать их осуществлять. Некоторые методы работы с людьми, пережившими психотравмирующие события. Хорошо работают игры,  арттерапия,  метафоры (при работе с детьми они являются основными).

Игры. Игра является эффективным инструментом для работы с детьми, пережившими психотравмирующие события, такие, как:  сепарация, потеря (развод или смерть) родителей, ревность к младшим братьям сестрам, насилие, испуг и др., последствиями которых явились эмоциональные нарушения в форме тревоги, страха, агрессии, потери интереса к жизни и др. Самым лучшим учителем в том, каким образом организовывать игру, является сам ребенок. Психолог создает безопасные условия для актуализации и отреагирования травматических переживаний в ходе игры. Ребенок, управляя разыгрываемым им драматическим сценарием, обнаруживает в себе силы, ресурсы, позволяющие ему уже в процессе игры выйти на уровень совладания с проблемной ситуацией, обретает чувство контроля, которое он переносит в реальный мир. Кроме того, участие в игре способствует снижению напряженности, тревоги, способствует преодолению барьеров в общении. 

Арттерапия.  Арттерапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством, форма психологического воздействия при помощи художественного творчества. Изобразительную работу, также как использование игры,  можно рассматривать как безопасный и естественный для ребенка вид деятельности. Свободный выбор изобразительных материалов усиливает веру ребенка в свои силы, ощущение контроля ситуации, что является важным психотерапевтическим фактором. В процессе арттерапии возникает повторное переживание ребенком нанесенной ему непроработанной травмы, дает возможность отреагирования,  совладания с устрашающими образами, помогает восстановить чувство собственного достоинства.

Использование метафор, историй, сказок . Они могут быть представлены клиенту как в готовом варианте, так  и сочиняться и проговариваться самим клиентом. В допустимых формах помогает юмор. Такая форма работы позволяет выразить проблему в косвенной форме, напрямую не соприкасаясь с травмой, и в то же время все же дает возможность повторного переживания,  отреагирования, наделения травматического опыта новым смыслом,  в результате чего формируется новый взгляд на волнующую его проблему, происходит осознание вариантов ее благоприятного решения.

Сразу после психотравмы основной задачей психологической мощи пострадавшим детям и подросткам является экспресс-коррекция острой симптоматики, препятствующей нормальному функционированию ребенка:

•   восстановление нормального сна и питания (что создает благоприятные условия для восстановления ЦНС);

•   обеспечение нормального уровня общей активности и ее упорядочение;

•   преодоление острых фобий, депрессивных состояний, острой тревоги, флэшбэк-эффектов;

•   коррекция грубых нарушений общения.

Снятие этих симптомов способствует дальнейшей нормализации психологического состояния, активизирует использование ребенком имеющихся у него стратегий преодоления и защитных механизмов психики.

Основной задачей работы с отсроченными последствиями психотравмы становится восстановление нормального социального и внутрисемейного функционирования детей. Важно обеспечить регулярное посещение школы (детского сада). Требуется специальная работа по преодолению нарушений общения с родителями и сиблингами (братьями сестрами), возникших вследствие психотравмы. Для восстановления нормального состояния и функционирования детей необходима специальная работа с ближайшим окружением ребенка - в первую очередь, с родителями и педагогами.

Оценка состояния ребенка осуществляется на основе наблюдений, беседы, жалоб родителей, анализа реакций на психокоррекционные воздействия и т.п.

Для восстановления нормального психологического состояния ребенка после пережитой психотравмы большое значение имеет психокоррекционная работа с семьей в целом. В результате травмы нарушаются нормальные детско-родительские связи, возникают симбиотические либо вынужденно дистанцированные отношения между ребенком и родителями. При появлении дисфункциональных форм детского поведения родители ощущают свою некомпетентность и беспомощность и невольно способствуют закреплению у ребенка негативных поведенческих стереотипов.

Одним из видов оказания экстренной психологической помощи является телефон доверия. В результате деятельности службы снижается психологический дискомфорт в семьях; уровень агрессивности, направленной на детей, и агрессивности детей и подростков, направленной на родителей и других подростков; снижается уровень детской аутоагрессии, в том числе уровень суицидов среди детей и подростков. Деятельность службы способствует разрешению конфликтов в семьях, налаживанию внутрисемейных отношений, профилактике социального сиротства, предотвращению жестокого обращения с детьми

Экстренная психологическая помощь оказывается Службой детского телефона доверия непосредственно в момент обращения. Помощь носит характер психологического консультирования по широкому спектру проблем родительско-детских и семейных отношений. В кризисных состояниях проводится кризисная интервенция и другие виды вмешательства в целях спасения жизни.