22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологич. и соц-пед. сопровождение подразумевает движение вместе с изменяющейся личностью реб, рядом с ней, совместн. указ, возможных путем оптимального развития при необходимости помощи и поддержке.Цель: создание комплексной сист. псих пед. Усл., способствующих успешной адапт, реабил и личностн росту детей в социуме.
В процесс соц пед сопровожд входит: 1. медицинск. абилитация и реабилитация;2. медико-социал, педагогич патронаж;
3. медико-социал профилакт и ранняя комплексн помощь;4. соц пед помощь лицам с ОВЗ.1. Медицинск абилит -система профил мер, напрвл на создание условий для формиров. развития, тренировки рефлекторн, сенсорн, двигат реакций реб в соответств с возрастом.Медицинск реабилит -этап, включ использование всех возможн соврем медицины для восстановл наруш функции,формир возможн проспособл к новым усл существования(лечение,физио терапия).
Принципы соц пед реабил: 1.проводися сист на протяжении роста реб поэтапно;2.программа должна быть индивидуал;3.должна быть профориент и трудоустр.2.под патронажем поним особый вид помощи реб в решении сложн пробл выжив,лечения,спец обцч и воспит.3.ранняя комплексн помощь4.соц помощь-комплекс услуг, кот включ в себя доплаты к пенсиям и пособиям и адресная поддержка во время критич жизн сит.
Содерж работы соц пед включ в себя след направл:формиров гуманных отнош в социуме, содействие саморазвитию личн реб, оказание помощи соц адаптации выпускн, нормал отнош в семье, выявл и разрешение конфликтн сит.Психол и педагогика инклюзивн образов.Интеграция может выступ в 2 формах:1.социальная; 2.педагогич(учебн)
Соц интеграция предполаг социал адапт реб с ОВЗ в общую систему соц отношений и взаимодействий.
Существ 2 подхода к соц интеграции: 1.предпол приспособл лиц с ОВЗ к вхождению в общество и их адапт к окруж усл;
2.предпол подготовку сасого общества к принятию таких людей.Педагогич интегр предполаг формир у детей с ОВЗ способности, усвоению учебн материала, определ общим учебн планом.Инклюзивное (включ образов) термин использ для описания детей с ОВЗ, включ их в общеобразоват среду.Анализ социал-культурн факторов, кот привели к необходим интегриров образов.1.»Концепц открытого гражд общества»;2.»Деклар ООн о правах умств отстал лиц»1971;
3.Деклар ООН о правах инвалидов,1975.На Западе стали образовыв оссоциации родит и детей с синдромом дауна.
Основн пробл инклюзивн образов в России:1.отсутств нормат правов докум регламент инклюзивн обусение;2.недостат финансов обеспеч процесса инклюзии;3.надостат подготовки педагогич кадров кот работ по модели инклюзивн образов;
4.отсутствие должного медико-психо-педагогич и социал сопровожд образоват учрежд, осуществл инклюзивно буч;
5.негативн общества к принятию детей с ОВЗ.
Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:
1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.
2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования.
4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.
- 1_) Педагогика в системе наук о человеке, ее интегративный характер.
- 2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.
- 2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
- 4. Концепция программированного обучения.
- 3_)Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
- 4_)Особенности взаимодействия в образовательном процессе в контексте фгос ооо.
- 5_)Социальная педагогика как наука: история возникновения, объект, предмет, структура.
- 6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
- 7_)Социализация как социально-педагогическое явление.
- 8_)Факторы социализации и их влияние на развитие человека.
- 9_)Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.
- 10_)Социальное воспитание: сущность, принципы и особенности в современном обществе.
- 11_)Воспитательные организации: типы, виды, роль в социализации человека.
- 12_)Методика и технологии социального воспитания.
- 13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.
- 14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
- 15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.
- 16_)Методика и технологии социального воспитания в оздоровительном лагере.
- 17_)Социально-педагогическая виктимология.
- 18_)Человек как жертва социализации. Виды жертв и специфика их распространения в нестабильном обществе.
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 20_)Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- 22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 23_)Семья как субъект педагогического взаимодействия и персональная среда воспитания и развития ребенка.
- 24_)Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях.
- 25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 1_)Научные школы и теории в современной психологии.
- 2_)Методы и методология психологических исследований.
- 3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
- 6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.
- 7_)Психология общения. Основные закономерности общения.
- 8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.
- 9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.
- 10_)Психология педагогической деятельности: сущность, структура, мотивы педагогической деятельности.
- 11_)Психология личности учителя: педагогические способности, стили педагогической деятельности.
- 12_)Возрастно-психологическое консультирование в профилактике девиантного поведения.
- 13_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в дошкольном возрасте.
- 14_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в младшем школьном возрасте.
- 15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.
- 16_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в юношеском возрасте.
- 17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
- 19_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей подросткового возраста.
- 20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.
- 21_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с икт-зависимостью
- 22_)Психолого-педагогическая помощь семье в трудной жизненной ситуации.
- 23_)Технологии работы психолога с дисфункциональными семьями.
- 24_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
- 25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
- 1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
- 2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.
- 3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.
- 4_)Психолого-педагогические основы реабилитации лиц с девиантным поведением.
- 6_)Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков.
- 7_)Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения.
- 8_)Правовая психология в профилактической работе с подростками и молодежью.
- 9_)Превентивная психология в системе профилактики девиантного поведения.
- 10_)Правовое обеспечение защиты детства.
- 11_)Педагогика и психология развития правосознания у детей и подростков.
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 14_)Профилактика зависимостей: общие подходы и специальные технологии.
- 15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.
- 16_)Психолого-педагогическая экспертиза: цель, функции, этапы, принципы.
- 17_)Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения молодежи.
- 23_)Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок.
- 24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.
- 25_)Педагог-психолог в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.