logo
шпоры ГОСЫ

15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.

Индивидуальный подход − осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов.Задача педагога, осуществляющего индивидуальную помощь, состоит не в том, чтобы решить проблемную ситуацию за ребенка, а в том, чтобы помочь воспитаннику получить опыт собственного преодоления трудностей, опыт достижения успеха.  Анатолий Викторович Мудрик определяет ряд условий, при которых индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации может дать положительный эффект.Первая группа условий связана с требованиями к субъекту индивидуальной педагогической помощи. Для педагогов и других работников воспитательной организации важно наличие установок на готовность оказания индивидуальной помощи человеку, наличие определенного уровня психолого-педагогической подготовки, личностных свойств, необходимых для оказания индивидуальной помощи. Субъектом индивидуальной педагогической помощи в учреждениях дополнительного образования в первую очередь может выступать педагог-организатор или педагог дополнительного образования, поэтому он должен соответствовать вышеперечисленным требованиям.Следующим условием эффективности индивидуальной педагогической помощи является наличие у ребенка готовности принять помощь от воспитателя, наличие установок на добровольный контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.Еще одно условие состоит в комплексном использовании личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних предполагают изучение и учет тех или иных особенностей человека (групповых, возрастных, индивидуальных), а личностный подход имеет в виду безусловное отношение к воспитаннику как к самоценной личности.Процесс взаимодействия педагога и воспитанника при осуществлении индивидуальной педагогической помощи должен строится с учетом ряда идей.Открытость взаимодействия. Воспитаннику должен быть понятен смысл совместной деятельности, характер отношений с педагогом. Актуализирующий характер взаимодействия предполагает побуждение ребенка к самопознанию, самоопределению, самореализации и самосовершенствованию. Учет индивидуальных и возрастных особенностей предполагает, что педагог должен:- апеллировать к потребностям и мотивам, актуальным относительно развития подростка в данный конкретный период;- основываться на ресурсах, имеющихся у ребенка в его индивидуальной ситуации развития;- сопровождать ребенка в продвижении к субъектности, исходя из его индивидуального темпа развития.

Основные этапы осуществления индивидуальной педагогической помощи выстраиваются в такой последовательности:Этап диагностики.На этапе диагностики основным методом в фиксировании проблемной ситуации ребенка является педагогическое наблюдение. Для подтверждения результатов наблюдения может быть использован метод экспертных оценок, анализ продуктов практической деятельности детей, тестирование.Педагогу важно определить, не только суть затруднения, но и позицию воспитанника по отношению к проблеме. Этап оказания индивидуальной педагогической помощи состоит в организации условий для осознания воспитанником собственной проблемной ситуации и содействие ребенку в ее преодолении. Относительно деятельности воспитанника педагог может выступать в следующихролях: выполняя функции “регулятора”, педагог контролирует состояние и деятельность ребенка, своевременно оказывает ему практическую помощь, направляет воспитанника в движении к цели, обеспечивает наличие желаемого результата;Задача “помощника” состоит в том, чтобы оказать ребенку конкретную практическую помощь в ситуации, когда воспитанник не в состоянии выполнить необходимое действие самостоятельно;Педагог-“сотрудник” выполняет свою часть работы, несет за нее ответственность перед другой стороной и в свою очередь предъявляет требования к качеству работы партнера; “консультант”,когда педагог становится для ребенка источником информации о способах деятельности и взаимодействия, которая может быть получена в любой момент по запросу;“Эксперт” анализирует и оценивает как результат, так и процесс осуществления воспитанником деятельности, может давать рекомендации, как действовать более эффективно. Этап подведения итогов(рефлексивный этап)На этом этапе происходит совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы, выделяют моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий имеет разное содержание для педагога и воспитанника. Для педагога этот этап состоит в анализе результатов работы. В школьной практике используются три ведущих технологии индивидуальной помощи подросткам:технология профилактики - направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонений; технология психолого-педагогическогосопровождения - предполагает индивидуальную поддержку, организованную либо педагогом, либо (по его просьбе или запросу) специалистом; технология социально-педагогической реабилитации - предусматривает проведение специальной системы мероприятий, разрабатываемых специалистом.