logo
шпоры ГОСЫ

6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.

Понятие «социальная группа» является ключевым в социальной психологии. Вся жизнедеятельность индивида осуществляется через социальную группу. Группа может изучаться с точки зрения любой общности (социальной, экономической, производственной, возрастной, эмоциональной). Например, очередь в магазине – это социальная группа, т.к. имеет общую цель – покупку, что делает их действия согласованными в определённом аспекте поведения. Группа изучается как особая социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Индивиды не относятся к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

Социальная группа -  относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Особые компоненты социальной группы – это цели, нормы, ритуалы, отношения, совместная деятельность.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологическиххарактеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

3) способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

4) действие группового давленияпобуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. Основными критериями выделения таких типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т.д. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номиначьные, по значимости – на референтные и группы членства. Наиболее употребительные типологии выделяются: по количеству человек и по уровню развития.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя три или два человека (соответственно, триады и диады). Толпа, масса, аудитория и публика - типы больших социальных групп. Малая группа - это такая, участники которой лично знают друг друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная..

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности: ассоциации, диффузные группы, и группы высокого уровня развития -коллективы. В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов. В состоянии диффузии (рассеивания) часто находятся группы в первый период своего существования, когда отсутствует согласованность действий и групповые нормы еще не выработаны. Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы также рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциалъные, либо негативного - асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным (например, хорошо организованная группа преступников).