logo
шпоры ГОСЫ

12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.

социальная ответственность - качество личности, которое определяет направленность всей её жизнедеятельности и является критерием её социальной зрелости.

Толерантность -  терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением

Ключевыми факторами для успешного формирования компонентов ответственности служат: положительное влияние авторитетов взрослых (родителей, педагогов, старших родственников и близких, авторитетных сверстников); формирование морально-эстетических норм и правил в сознании ребенка происходит по образцу поведения авторитетных близких; возможность совершать самостоятельный выбор; проявлять конструктивную автономию и принимать важные жизненные решения под сторонним наблюдением родителей и преподавателей.

Воспитание ответственности происходит на протяжении всей жизни человека. С самого раннего детства, получая за свои поступки поощрения или наказания, ребенок приучается к ответственному поведению.

Социальная ответственность есть сложная интегративная характеристика социально-нравственной воспитанности личности, выражающая ее отношение к реалиям социальной действительности, ценностям и нормам молодежного сообщества, к делам и проблемам региона; способность личности к контролю, саморегуляции своей деятельности и поведения, добросовестному исполнению принятых в молодежном сообществе норм, представлений о социально-нравственном долге, выполнении данных коллективом поручений, обязанностей, готовность отвечать перед коллективом за совершаемые действия и поступки. Социальная ответственность личности связана с такими нравственными категориями, как долг, честь, дисциплина, достоинство, совесть, гордость, обязательность, честность, воля и т.д..

Основными направлениями деятельности по развитию социальной ответственности являются: 1) обогащение социальных интересов, ориентация на подлинные социально-нравственные ценности, развитие представлений о нравственном долге, достоинстве, чести; готовности к добровольному исполнению правовых и нравственных норм; формирование активной социальной позиции будущего гражданина; 2) развитие у школьников способности к эмоционально-волевой саморегуляции, контролю над своей деятельностью и поведением; обогащение опыта восприятия и понимания других людей, навыков перцепции, эмпатии, социально-ценных эмоций сверстников и взрослых; 3) ответственное исполнение школьниками правовых норм и нравственного долга, добросовестное выполнение взятых ими на себя обязанностей и обязательств, готовности отвечать за свои действия и поступки; включение старших школьников в социально значимую деятельность, формирование опыта социально-ценного поведения и отношений.

 Эффективность процесса формирования социальной ответственности подростка в деятельности может быть повышена за счет реализации комплекса специально разработанных социальных инициатив, адекватных психологическим особенностям подросткового возраста, психолого-педагогической подготовки подростков к включению в систему общественных отношений; педагогически грамотной позиции взрослого как культурного посредника во взаимодействии подростка с окружающим миром; активного сотрудничества детского объединения с разнообразными средами жизнедеятельности людей. При развитой социальной компетентности механизмом развития социальной ответственности подростков будет являться развитие инициативности и социальной активности подростков. Преодоление социальной пассивности и формирование креативных начал в поведении каждого человека выступает ныне как стержневая проблема развития российского общества в современных условиях.

В качестве путей формирования толерантности в детском и подростковом возрасте представляется следующее:

1.     Семейное воспитание ребенка в духе толерантности и уважения к другим народам и культурам.

2.     Построение межличностных отношений в семье по принципам толерантных взаимоотношений между людьми.

3.     Соответствующая работа дошкольных, школьных и учреждений дополнительного образования по воспитанию толерантности детей и подростков.

4.     Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ в процессе формирования толерантного сознания.

5.     Психологическая профилактика и коррекция интолерантного поведения.

6.     Работа психологов с педагогами дошкольных и школьных образовательных учреждений по формированию толерантного отношения к ребенку.

7.     Психологическая помощь семье по решению проблем нетерпимости в межличностных отношениях между родителями, детьми и прародителями, решение проблемы отрицательного родительского примера.

Задачи:          -приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;        -формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;         -возрождение духовно-нравственных традиций семьи;        -укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения;         -повышение интереса к предмету.

           Формирование толерантного сознания и поведения детей возможно лишь при условии понимания толерантности  взрослым населением.

          Формирование толерантных взаимоотношений у школьников происходит прежде всего в процессе их совместной деятельности на уроках. Смысл групповой деятельности заключается в том, чтобы дети научились работать вместе, согласованно, помогая друг другу. Учителю важно закрепить желание детей работать вместе со сверстниками, пробуждать интерес к товарищам-одноклассникам и общению с ними, тем самым формируя доброжелательные отношения в коллективе. Анализируя совместную работу, необходимо обращать внимание детей на проявление доброжелательности, уступчивости, товарищества, желания найти при  затруднениях решение, которое удовлетворяло бы всех участвовавших в работе и, конечно осуждать проявление эгоизма, жадности, несправедливости. 

В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.

13_)Методы и технологии профилактики агрессивного поведения детей и подростков. Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований о причинах возникновения агрессивного поведения(Р.Бэрон,Д.Ричардсон, А.Бандура, Г.Бреслав, А. Басс ,Э. Фром, В. Оклендер и др.). Существует много определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.

Агрессия- (от лат. «Agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т. п). (Психологический словарь). Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть, как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов (1990) описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы,отказ общаться); прямую и косвенную.

А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

Выявление неблагоприятных факторов

Современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, психологов.

Анализируя характерологические особенности агрессивных подростков, а также их семей, можно выделить 7 ключевых блоков — 7 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:

1. Снижение уровня личностной тревожности

2. Развитие позитивной самооценки

3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии

4. Обучение подростка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом

5. Обучение подростка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении

6. Обучение подростка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

7. Консультативная работа с родителями, педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения подростков