25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
Социально-педагогическая реабилитация — комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).
Формы и методы социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-подростковой дезадаптации. В зависимости от характера и природы выделяются три основных типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.
Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).
Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально-запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы как основных институтов социализации. Их формирование идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, для них характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.
В зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных ориентации социальных установок.
При социальной дезадаптации - программы по включению в систему новых социальных отношений, выполняющих функции институтов ресоциализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.
Осуществление процесса реабилитации может также затрудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке представлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, и социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последовательно быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дезадаптации. Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации.
Для учащихся начальной школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.
Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.
Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье. Социально- педагогическая поддержка это специально организованный процесс, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
2-й блок Психология
- 1_) Педагогика в системе наук о человеке, ее интегративный характер.
- 2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.
- 2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
- 4. Концепция программированного обучения.
- 3_)Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
- 4_)Особенности взаимодействия в образовательном процессе в контексте фгос ооо.
- 5_)Социальная педагогика как наука: история возникновения, объект, предмет, структура.
- 6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
- 7_)Социализация как социально-педагогическое явление.
- 8_)Факторы социализации и их влияние на развитие человека.
- 9_)Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.
- 10_)Социальное воспитание: сущность, принципы и особенности в современном обществе.
- 11_)Воспитательные организации: типы, виды, роль в социализации человека.
- 12_)Методика и технологии социального воспитания.
- 13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.
- 14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
- 15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.
- 16_)Методика и технологии социального воспитания в оздоровительном лагере.
- 17_)Социально-педагогическая виктимология.
- 18_)Человек как жертва социализации. Виды жертв и специфика их распространения в нестабильном обществе.
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 20_)Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- 22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 23_)Семья как субъект педагогического взаимодействия и персональная среда воспитания и развития ребенка.
- 24_)Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях.
- 25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 1_)Научные школы и теории в современной психологии.
- 2_)Методы и методология психологических исследований.
- 3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
- 6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.
- 7_)Психология общения. Основные закономерности общения.
- 8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.
- 9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.
- 10_)Психология педагогической деятельности: сущность, структура, мотивы педагогической деятельности.
- 11_)Психология личности учителя: педагогические способности, стили педагогической деятельности.
- 12_)Возрастно-психологическое консультирование в профилактике девиантного поведения.
- 13_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в дошкольном возрасте.
- 14_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в младшем школьном возрасте.
- 15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.
- 16_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в юношеском возрасте.
- 17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
- 19_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей подросткового возраста.
- 20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.
- 21_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с икт-зависимостью
- 22_)Психолого-педагогическая помощь семье в трудной жизненной ситуации.
- 23_)Технологии работы психолога с дисфункциональными семьями.
- 24_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
- 25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
- 1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
- 2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.
- 3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.
- 4_)Психолого-педагогические основы реабилитации лиц с девиантным поведением.
- 6_)Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков.
- 7_)Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения.
- 8_)Правовая психология в профилактической работе с подростками и молодежью.
- 9_)Превентивная психология в системе профилактики девиантного поведения.
- 10_)Правовое обеспечение защиты детства.
- 11_)Педагогика и психология развития правосознания у детей и подростков.
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 14_)Профилактика зависимостей: общие подходы и специальные технологии.
- 15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.
- 16_)Психолого-педагогическая экспертиза: цель, функции, этапы, принципы.
- 17_)Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения молодежи.
- 23_)Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок.
- 24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.
- 25_)Педагог-психолог в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.