logo
шпоры ГОСЫ

20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность развития новой научной дисциплины - психологии семьи - связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии.

Система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину — психологию семьи.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Задачи психологии семьи включают:

- исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;

- изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;

- изучение психологических особенностей супружеских отношений;

- изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;

- изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;

- изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.

Семейное консультирование представляет собой относительно новое направление оказания психологической помощи семье. В модели консультирования в фокусе внимания оказываются задачи развития семьи, особенности ее ролевой структуры и закономерности функционирования. Консультант создает условия для организации ориентировки клиента в проблемной ситуации, объективирования проблемы, анализа ситуации, планирования «веера» возможных решений.

Цели семейного консультирования могут быть определены как:

- развивающие. Связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем.

- Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.

- Профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи.

- адаптивные — с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Важной социальной задачей семейного консультирования является консультирование семьи в трудной жизненной ситуации. Ее признаки: детская дезадаптация и нарушения развития детей, супружеская рассогласованность, неадекватное взаимодействие семьи с социумом (микро- и макро-социум), личностные нарушения и дезорганизация в семье. Основные задачи семейного консультирования :

- психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;

- консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

- психологическая помощь семье при разводах;

- консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;

- психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;

- психологическое сопровождение беременности и родов;

- психологическое сопровождение становления родительства;

- психологическое консультирование по вопросам супружеской измены;

- психологическое консультирование в случаях насилия в семье.

Основными принципами семейного консультирования, как и любого вида психологического консультирования, являются:

- добровольность обращения (никто не может быть принужден к психологическому диагностическому освидетельствованию или подвергнут психологическому воздействию без добровольного согласия. Исключением являются ситуации, когда психологическое обследование и воздействие осуществляются по судебному предписанию - это запрос на проведение психологической экспертизы по вопросам установления опекунства и определения порядка реализации воспитательной функции в случае развода).

- конфиденциальность (гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования).

- личная ответственность клиента (означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одновременно ответственности за реализацию принятого решения, его последствия и риски).

- профессиональная компетентность и ответственность консультанта (требования к профессиональной подготовке и квалификации консультанта должны обеспечить необходимый уровень компетентности в решении проблем развития и функционирования семьи).

- стереоскопичность диагноза (означает построение объемной картины семьи, в которой соотнесены образы семьи у каждого ее члена и объективная ситуация семейного взаимодействия).

- реконструкция истории семьи (требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений).

- совместная выработка решений (выработка рекомендаций и принятие решений должно осуществляться в совместной деятельности).

- привлечение широкого социального окружения (предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем).

- комплексность в работе с семьей (специалисты работают в тесном контакте с возрастными и детскими психологами, социальными работниками, педагогами и воспитателями, врачами, семейными психотерапевтами, юристами, сексологами).

- единство диагностики и коррекции (означает, что любая диагностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение, представляет собой вид психологического воздействия, обладающего определенным эффектом для личности и семьи).

- структурирование позиций в процессе консультирования (определяется мотивационной направленностью клиента, его личностными особенностями и реализуемой консультантом теоретической моделью консультирования, в частности мерой директивности консультанта. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «кон- сультант сверху», и «клиент сверху»).

- выявление подтекста обращения клиента (Выделяют три варианта ориентации клиента: деловая (адекватная или неадекватная — с преувеличением силы и возможностей консультанта), рентная (направлен- ная на получение выгоды и прибыли от консультирования), игровая (на- правленная на испытание консультанта и проверку его компетентности)).

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи:

1. Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в порядке и регламенте работы.

2. Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения. Представление консультанта и структурирование позиций в консультативном процессе. Установление атмосферы доверия и безопасности. Выявление жалобы и запроса. Первичное исследование проблемы. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта). Осуществляется согласование организационных вопросов.

3. Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Формулирование рабочих гипотез о содержании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

4. Этап составления психологического заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи.

5. Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Разработка системы «домашних заданий».

6. Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупреждению возникновения трудностей и проблем в семье.