logo
шпоры ГОСЫ

15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.

Любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных психодиагностических инструментариев, но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Поэтому диагностика и коррекция тесно связаны.

Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.

Психологическая коррекция заключается в оптимизации отдельных психологических функций, которые обеспечивают поведение и обучение.

Она направлена на:

стабилизацию эмоционального состояния ребенка;

выработку адекватных форм поведения.

восстановление и развитие коммуникативных навыков;

повышение самооценки и уверенности в себе.

Под психологической коррекцией имеют в виду определенную форму психолого-педагогической деятельности, направленную на исправление таких особенностей психического развития, которые по принятой в детской психологии системе критериев не соответствуют "стандартной" модели этого развития.

Цели и задачи психологической коррекции.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу на данном этапе развития, ценности данного возраста в целостном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях. В качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование новыхпсихологических навыков, составляющих сущностную характеристику возраста.

Подростковый возраст характерен…отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил

Диагностика будет направлена в основном на изучение межличностного общения со сверстниками и взрослыми (методики: Лири, Социометрия Дж.Морено,Прихожан А.М.Диагностика личностного развития детей подросткового возраста), эмоциональное состояние (Цветовой тест Люшера, Опросник «САН»),формирование девиантного поведения (Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации, А. Орёл «Методика изучения склонности к девиантному поведению),и изучение акцентуаций характера (методики изучения акцентуаций характера Личко, Характерологический опросник К. Леонгарда).

Соответственно коррекционная деятельность будет направлена на развитие коммуникативных навыков, социальных навыков поведения, взаимодействие, умение совладать с эмоциями и разрешать конфликты конструктивными методами).