6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
Социальная педагогика как практика (как область социальной практики) отражает характер и содержание научно-преобразовательной деятельности людей, институтов социума и имеет своим объектом человека в его социальной среде (в их взаимосвязи). Предметом же социальной педагогики как области практической деятельности выступает взаимодействие (отношения) человека и социума (в различных его видах и типах). Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека. Гармонизация осуществляется по трем направлениям (стратегии социальной педагогики): социальное развитие самой личности; педагогизация социальной среды; оптимизация взаимодействия человека и этой среды.
Социальная педагогика как область практической деятельности направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом. При этом люди могут быть условно сгруппированы в три большие группы: социально-перспективная, социально-стабильная и социально-проблемная части. Решение ситуативных проблем конкретного человека, относящегося к данным категориям социально-проблемной части населения проводится в режиме планомерного восстановления жизненных сил и социального статуса того или иного человека.
Такой подход, далее, обеспечивает превентивный, профилактический, предупредительный характер практической социально-педагогической деятельности. Она, при этом, направлена на предупреждение или устранение причин, формирующих социально-проблемную группу населения; на возвращение людей из социально-проблемной группы в социально-стабильную; на сохранение устойчивости социально-стабильной группы населения с точки зрения недопущения перехода людей из нее в социально-проблемную часть; на создание условия для расширения социально-перспективной группы населения за счет перевода в нее представителей социально-стабильной группы; на стабилизацию лиц, входящих в социально-перспективную группу населения.
Социальная педагогика как отрасль практической деятельности реализует интегративно-образовательную, адаптивно-корреляционную, экспрессивно-мобилизующую, контрольно-санкционирующую, реабилитационно-разгрузочную, защитно-профилактическую функции. Задачи: адаптация, реабилитация, мобилизация, компенсация, профилактика, коррекция, стабилизация, контроль, пропаганда, просвещение и др.
Общие и специфические технологии социально-педагогической деятельности. Среди общих – технологии социально-педагогического: диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования. К этой же группе относятся технологии: планирования, реализации целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социально-педагогической деятельности. К частным (специфическим) относятся технологии решения задач социально-педагогической адаптации и реабилитации, социально-педагогической профилактики и компенсации, социально-педагогического обеспечения и мобилизации, социально-педагогической коррекции и стабилизации, социально-педагогического просвещения и пропаганды и др.
Специфической особенностью развития социальной педагогики как сферы социальной практики является многообразие разработанных, апробированных и реализованных в практической деятельности инновационных социально-педагогических моделей организации социальной работы с различными группами населения.
Три основных стратегии и, соответственно им, роли социальной педагогики как практической деятельности: первая стратегия - включение человека в социум (его социализация, социальное воспитание, социальное формирование, социальное развитие); вторая - “педагогизация” социума (рациональное использование его педагогического потенциала, повышение эффективности его использования в том или ином типе или виде социума); третья стратегия - управление взаимодействием человека и социума на принципах оптимизации в соответствии с целью социально-педагогической деятельности.
Признание этих стратегий реализации социально-педагогической деятельности в качестве основных позволяет обосновать роли социальной педагогики как области практической деятельности. Так, в соответствии с первой стратегией социальная педагогика выступает в роли педагогики социального развития личности. В соответствии со второй в роли педагогики социальной среды. И, наконец, в соответствии с третьей стратегией – в роли педагогики социальной работы. Единство этих трех ролей, обусловливающих сущностные формулировки социальной педагогики отражает интегрированное ее содержание.
- 1_) Педагогика в системе наук о человеке, ее интегративный характер.
- 2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.
- 2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
- 4. Концепция программированного обучения.
- 3_)Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
- 4_)Особенности взаимодействия в образовательном процессе в контексте фгос ооо.
- 5_)Социальная педагогика как наука: история возникновения, объект, предмет, структура.
- 6_)Социальная педагогика как сфера практической деятельности
- 7_)Социализация как социально-педагогическое явление.
- 8_)Факторы социализации и их влияние на развитие человека.
- 9_)Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.
- 10_)Социальное воспитание: сущность, принципы и особенности в современном обществе.
- 11_)Воспитательные организации: типы, виды, роль в социализации человека.
- 12_)Методика и технологии социального воспитания.
- 13_)Методика и технологии организации социального опыта воспитанников.
- 14_)Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
- 15_)Методика и технологии индивидуальной помощи воспитанникам.
- 16_)Методика и технологии социального воспитания в оздоровительном лагере.
- 17_)Социально-педагогическая виктимология.
- 18_)Человек как жертва социализации. Виды жертв и специфика их распространения в нестабильном обществе.
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 20_)Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- 22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 23_)Семья как субъект педагогического взаимодействия и персональная среда воспитания и развития ребенка.
- 24_)Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях.
- 25_)Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 1_)Научные школы и теории в современной психологии.
- 2_)Методы и методология психологических исследований.
- 3_)Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 4_Законы, закономерности, принципы психического развития.
- 6_)Психология социальной группы. Основные признаки и типологии социальной группы.
- 7_)Психология общения. Основные закономерности общения.
- 8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.
- 9_Психология воспитания: сущность, механизмы, институты воспитания.
- 10_)Психология педагогической деятельности: сущность, структура, мотивы педагогической деятельности.
- 11_)Психология личности учителя: педагогические способности, стили педагогической деятельности.
- 12_)Возрастно-психологическое консультирование в профилактике девиантного поведения.
- 13_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в дошкольном возрасте.
- 14_)Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в младшем школьном возрасте.
- 15_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в подростковом возрасте.
- 16_) Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития личности в юношеском возрасте.
- 17_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
- 19_)Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей подросткового возраста.
- 20_)Основы психологии семьи и семейного консультирования.
- 21_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с икт-зависимостью
- 22_)Психолого-педагогическая помощь семье в трудной жизненной ситуации.
- 23_)Технологии работы психолога с дисфункциональными семьями.
- 24_)Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
- 25_)Психология и педагогика инклюзивного образования.
- 1_)Методология и методы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
- 2_)Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста в области профилактики девиантного поведения.
- 3_)Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.
- 4_)Психолого-педагогические основы реабилитации лиц с девиантным поведением.
- 6_)Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков.
- 7_)Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения.
- 8_)Правовая психология в профилактической работе с подростками и молодежью.
- 9_)Превентивная психология в системе профилактики девиантного поведения.
- 10_)Правовое обеспечение защиты детства.
- 11_)Педагогика и психология развития правосознания у детей и подростков.
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 14_)Профилактика зависимостей: общие подходы и специальные технологии.
- 15_)Оценка рисков образовательной и социальной среды.
- 16_)Психолого-педагогическая экспертиза: цель, функции, этапы, принципы.
- 17_)Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения молодежи.
- 23_)Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок.
- 24_)Экстренная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.
- 25_)Педагог-психолог в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.