37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
Сущность композиционной структуры. Задачи и цели любой композиции. Композиционные принципы и их сущность Отличия абстрактной композиции и композиции в виде предметно-пространственной среды или промышленной формы. Суть работы композиционных принципов в интерьере.
Композиция (сочинение, составление, расположение – лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.
Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
Задача композиции – зрительно объединить все элементы композиции между собой так, чтобы наиболее выразительно показать специфику назначения этого помещения, значительность и красоту каждого отдельного элемента или фрагмента интерьера. Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно-выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения, где любое объемно-пространственное формирование предполагает взаимосвязь отдельных элементов.
Основные средства и принципы композиции:
метрический повтор (многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом);
ритм (в ритме, в отличие от ритмического повтора, последовательность элементов не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов.);
динамичность (прием создающий ощущение напряжения);
статичность (в интерьере визуальное состояние покоя)
тектоника (отражение в форме ее конструктивного начала, насколько объект надежен, устойчив, насколько он способен создать человеку надежную защиту);
объемно-пространственная структура (расположение объектов в пространстве, взаимодействие объектов и пространства);
пропорциональность (соразмерность);
равновесие (ощущение стабильности, уравновешенности);
симметрия (соразмерность) (Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность.);
асимметрия (несоразмерность. Нарушение или отсутствие симметрии);
контраст (привлечение внимания к одному определённому элементу - использовать контрастный цвет, размер или стиль);
фактура (в композиции дизайна интерьера – это прежде всего внешняя особенность материала, используемого в отделке помещений)
пластика (согласованность, гибкость, плавность, связанность переходов от одной части к другой);
единство характера (соединение всех элементов в единое целое, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление.).
Одна из целей абстрактной композиции – создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у смотрящего разнообразные ассоциации. Пятна и линии взаимодействуют и складываются комбинации на плоскости. В абстрактной композиции нет ощущения объема, композиция сама по себе эмоциональна, присутствуют психологические факторы (чувства, эмоции), которые передаются по средствам цвета.
Результат композиции предметно-пространственной среды или промышленной формы – объемная форма. Все линии соподчинены и взаимосвязаны, характерная черта – объемность предметов. В отличие от абстрактной композиции изначально задается тематика, для ее построения поставлена цель и задачи. Объёмно-пространственное композиции актуальны в архитектуре и средовом дизайне в создании, городского пространства и интерьера. Результатом применения композиционных основ станет создание среды: спокойной, уравновешенной, динамичной, эмоционально-напряженной, провоцирующей человека определенное (запрограммированное автором проекта) действие
Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности, когда пытаются найти красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какой сделать потолок в ванной комнате. Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.
Композициионая схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения. Схемы композиции интерьера:
зальная – все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
центрическая – группировка меньших пом-ний вокруг боль-го, глав-го (зрелищные и выставочные залы);
анфиладная – помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
коридорная – помещения распол. с 1ой или 2х сторон связывающего их коммуникационного коридора;
секционная – здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
смешанная – зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.