logo
Otvety_Gosy_Dizayn

23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)

Концептуальные основы полихудожественного подхода в педагогике искусства. Методические аспекты интеграции искусств и компьютерно-информационных технологий в художественно-педагогическом процессе. Основы педагогического конструирования педагогических занятий с использованием компьютерной графики, программ, проектов на основе полихудожественного и информационно-технологического подходов. Проектная методика - педагогическая технология нового образования. Сущность и методика проведения проекта в образовательном процессе на занятиях художественного цикла с применением компьютерной графики. Разработка критериев внешнего и внутреннего оценивания различных разработанных информационных источников для проекта. Особенности проведения занятий с применением КТ. Типы и виды уроков. Особенности их проведения с MKT. Компьютер как рабочая тетрадь на уроке.

Основы полихудожественного подхода в педагогике искусства:

В художественном образовании полихудожественный подход позволяет применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Использование полихудожественного подхода помогает учащимся:

Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько «плюсов»:

Учитывая педагогические факторы, этапы и уровни художественной интеграции, сформулированы педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательном учреждении: полихудожественный подход – выход за рамки «одного искусства» (изобразительного), предполагающий многообразие интегрированных форм и методов работы с детьми, привлечение разных видов творческой, художественной деятельности, развитие воображения и фантазии через природу, социум, искусство, науку, психические процессы; экологический подход к процессу обучения – связь с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности); обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции; перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения; предметно-пространственная основа освоения изобразительного искусства в реальной художественной среде; опора на возрастное психическое и индивидуальное развитие каждого обучающегося.

Что же касается технологии, то, безусловно, в самих графических программах заложена большая палитра знакомых всем средств (карандаш, кисть, аэрограф, ластик и т.п.) и имитационных эффектов (акварель по мокрой бумаге, литография, гравюра, мозаика и тому подобных), что дает возможность любому пользователю почувствовать себя импрессионистом или пуантилистом. Но специфика электронных технологий заключается не в создании на экране монитора акварельного пейзажа или витража. Принципиальное отличие заключается уже в том, что экран не подменяет собой лист бумаги, это – прежде всего, пространство, синтезирующее некий объем информации. Информация распределена не только на плоскости экрана, но и во времени, то есть активно изменяема и организована в нелинейную структуру.

Параметры экранного компьютерного образа - это не только высота, ширина, глубина, цвет и контраст, но и параметры движения, динамика взаимодействия между пользователем и программой, единовременное существование нескольких информационных блоков.

Проектная методика, сущность и методика проведения на занятиях худ цикла:

Организация работы над проектом:

  1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта;

  2. Начало проектирование, обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как этого достичь?»);

  3. Выявление необходимых для реализации проекта технических умений. («Что нам понадобиться, где и как это получить?»);

  4. Планирование и организация (проектирование) работы, создание групп и распределение обязанностей;

  5. Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий;

  6. Представление результатов работы учащимся друг другу;

  7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут еще пригодиться.

Модель проектного урока: Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы. Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную бескомпьютерную технологию реализации.

Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности – редакторов презентаций, текстов, звука, фотоизображений и гипертекстовых страниц. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Особенности проведения занятий с использованием ИКТ:

1. ИКТ в традиционной классно-урочной системе.

Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме).

Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

2. Проектная работа с использованием ИКТ.

Проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект.

С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-объекты класса и каждого учащего, а также – результаты проектной работы.

Типы и виды уроков

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

Компьютер – рабочая тетрадь.

Работа с бумажными носителями информации – дело привычное и обычное для школьников, этот вид работы используется на каждом уроке. На уроках компьютерной графики целесообразно использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

У учащихся появляется возможность формировать свою «компьютерную грамотность». Совершенствуется мелкая моторика и координация руки при управлении курсором мыши. Интерес к выполнению задания заключается в том, что ни на одном другом уроке невозможно так легко выполнить упражнение, а в случае ошибки отменить его выполнение. Учитель легко может проверить выполнение задания, для этого нужно либо пролистать слайды презентации с рукописными примечаниями и записями, сделанными учащимися, либо просмотреть содержимое индивидуальной папки ученика с сохранёнными в ней заданиями.

Использование электронной рабочей тетради на уроках позволяет разнообразить виды деятельности на уроке, способствует формированию прочных визуальных образов, которые помогают школьникам прочнее усвоить основные положения курса предмета.