23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
Концептуальные основы полихудожественного подхода в педагогике искусства. Методические аспекты интеграции искусств и компьютерно-информационных технологий в художественно-педагогическом процессе. Основы педагогического конструирования педагогических занятий с использованием компьютерной графики, программ, проектов на основе полихудожественного и информационно-технологического подходов. Проектная методика - педагогическая технология нового образования. Сущность и методика проведения проекта в образовательном процессе на занятиях художественного цикла с применением компьютерной графики. Разработка критериев внешнего и внутреннего оценивания различных разработанных информационных источников для проекта. Особенности проведения занятий с применением КТ. Типы и виды уроков. Особенности их проведения с MKT. Компьютер как рабочая тетрадь на уроке.
Основы полихудожественного подхода в педагогике искусства:
В художественном образовании полихудожественный подход позволяет применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.
Все виды искусств объединены общими функциями.
Произведения разных видов искусств имеют схожие средства выразительности. Например, такое средство выразительности, как «ритм» существует и в изобразительном искусстве, и в литературе (в поэзии), и конечно, в музыке. То же самое можно сказать и о динамике, и о гармонии (только в изобразительном искусстве это будет называться колоритом).
Большая часть информации воспринимается людьми посредством зрительных анализаторов.
Использование полихудожественного подхода помогает учащимся:
Получить дополнительные способы усвоения учебного материала;
Существенно активизировать зрительное и слуховое восприятие;
Сформировать стремление показать свою индивидуальность;
Находиться в активной позиции, в состоянии поиска.
Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько «плюсов»:
Приобретенные детьми знания становятся более «живыми» (не «сухими» и академичными);
На уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка;
Появляются доверительные отношения между учителем и детьми;
У учащихся формируется интерес к уроку, к искусству в целом.
Учитывая педагогические факторы, этапы и уровни художественной интеграции, сформулированы педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательном учреждении: полихудожественный подход – выход за рамки «одного искусства» (изобразительного), предполагающий многообразие интегрированных форм и методов работы с детьми, привлечение разных видов творческой, художественной деятельности, развитие воображения и фантазии через природу, социум, искусство, науку, психические процессы; экологический подход к процессу обучения – связь с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности); обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции; перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения; предметно-пространственная основа освоения изобразительного искусства в реальной художественной среде; опора на возрастное психическое и индивидуальное развитие каждого обучающегося.
Что же касается технологии, то, безусловно, в самих графических программах заложена большая палитра знакомых всем средств (карандаш, кисть, аэрограф, ластик и т.п.) и имитационных эффектов (акварель по мокрой бумаге, литография, гравюра, мозаика и тому подобных), что дает возможность любому пользователю почувствовать себя импрессионистом или пуантилистом. Но специфика электронных технологий заключается не в создании на экране монитора акварельного пейзажа или витража. Принципиальное отличие заключается уже в том, что экран не подменяет собой лист бумаги, это – прежде всего, пространство, синтезирующее некий объем информации. Информация распределена не только на плоскости экрана, но и во времени, то есть активно изменяема и организована в нелинейную структуру.
Параметры экранного компьютерного образа - это не только высота, ширина, глубина, цвет и контраст, но и параметры движения, динамика взаимодействия между пользователем и программой, единовременное существование нескольких информационных блоков.
Проектная методика, сущность и методика проведения на занятиях худ цикла:
Организация работы над проектом:
Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта;
Начало проектирование, обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как этого достичь?»);
Выявление необходимых для реализации проекта технических умений. («Что нам понадобиться, где и как это получить?»);
Планирование и организация (проектирование) работы, создание групп и распределение обязанностей;
Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий;
Представление результатов работы учащимся друг другу;
Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут еще пригодиться.
Модель проектного урока: Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы. Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную бескомпьютерную технологию реализации.
Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности – редакторов презентаций, текстов, звука, фотоизображений и гипертекстовых страниц. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
Особенности проведения занятий с использованием ИКТ:
1. ИКТ в традиционной классно-урочной системе.
Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме).
Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.
Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
2. Проектная работа с использованием ИКТ.
Проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект.
С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
Осваивает модели учебной деятельности;
Приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);
Получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;
Развивает навыки общения.
В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-объекты класса и каждого учащего, а также – результаты проектной работы.
Типы и виды уроков
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом;
урок закрепления изученного;
урок применения знаний и умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
в форме беседы;
лекции;
экскурсии;
киноуроки;
самостоятельная работа учащихся;
лабораторные и практические работы;
сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
вводные;
первичного ознакомления материалом;
образования понятий, установления законов и правил;
применения полученных правил на практике;
повторения и обобщения;
контрольные;
смешанные или комбинированные.
Компьютер – рабочая тетрадь.
Работа с бумажными носителями информации – дело привычное и обычное для школьников, этот вид работы используется на каждом уроке. На уроках компьютерной графики целесообразно использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
У учащихся появляется возможность формировать свою «компьютерную грамотность». Совершенствуется мелкая моторика и координация руки при управлении курсором мыши. Интерес к выполнению задания заключается в том, что ни на одном другом уроке невозможно так легко выполнить упражнение, а в случае ошибки отменить его выполнение. Учитель легко может проверить выполнение задания, для этого нужно либо пролистать слайды презентации с рукописными примечаниями и записями, сделанными учащимися, либо просмотреть содержимое индивидуальной папки ученика с сохранёнными в ней заданиями.
Использование электронной рабочей тетради на уроках позволяет разнообразить виды деятельности на уроке, способствует формированию прочных визуальных образов, которые помогают школьникам прочнее усвоить основные положения курса предмета.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.