45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
Специфика работы растровых программ. Перечень и наименования растровых программ, представленных сегодня. Целесообразность выполнения тех или иных работ в растровых программах. Растровые цифровые форматы. Совместимость растровых цифровых форматов. Понятие «пиксель». Понятие «разрешение». Единицы измерения.
Растровый графический редактор – специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в интернете.
Растровые графические редакторы позволяют пользователю рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах, таких как, например, JPEG и TIFF, позволяющих сохранять растровую графику с незначительным снижением качества за счёт использования алгоритмов сжатия с потерями, PNG и GIF, поддерживающими хорошее сжатие без потерь, и BMP, также поддерживающем сжатие, но в общем случае представляющем собой несжатое «попиксельное» описание изображения.
Перечень и наименования растровых программ
Adobe Photoshop – растровый графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. В настоящее время Photoshop CS4(11) доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Для версии CS2(9) возможен запуск под Linux с помощью альтернативы – Wine 0.9.54 и выше. Несмотря на то, что изначально программа была разработана для редактирования изображений для печати на бумаге (прежде всего, для полиграфии), в данное время она широко используется в веб-дизайне. Есть возможности по ретуши и цветокоррекции, созданию коллажей, отрисовки отдельных элементов изображений, эффектов слоев, алгоритмизации повторов действий. Хотя Photoshop практически монополизирует профессиональный рынок, высокая цена привела к появлению конкурирующих программных продуктов, занимающих среднюю и низшую ценовую нишу рынка, некоторые из которых, к примеру – GIMP, совершенно бесплатны.
GIMP (GNU Image Manipulation Program) – растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики. Частично поддерживается векторная графика. Проект основан в 1995 году Спенсером Кимбеллом и Питером Маттисом как дипломный проект, в настоящий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на условиях GNU General Public License. Типичные задачи, которые можно решать при помощи GIMP, включают в себя создание графики и логотипов, масштабирование и кадрирование фотографий, раскраска, комбинирование изображений с использованием слоёв, ретуширование и преобразования изображений в различные форматы. GIMP является одним из первых действительно пользовательских свободных приложений. GIMP, в основном поставляется в составе дистрибутивов операционных систем семейства UNIX и Linux, но может быть также свободно установлен на Mac OS и Windows.
Corel Photo-Paint – растровый графический редактор, разработанный канадской корпорацией Corel. Photo-Paint не имеет такой популярности как Adobe Photoshop, но сопоставим с ним по техническим возможностям. Текущая версия продукта – Corel Photo-Paint X4(14). Она не продаётся отдельно, а идёт как дополнение совместно с программой CorelDraw в пакете CorelDRAW Graphics Suite. Есть весьма большие возможности по цветокоррекции изображений, однако инструментарий весьма скромен. Можно использовать для ретуши фотографий, но отсутствие панели слоев затрудняет работу со сложными коллажами. Также оставляет минус нефункциональность эффектов, тень и контуры также довольно накладывать, как и в векторном CorelDraw.
Corel Painter – растровый графический редактор, предназначен для цифровой живописи и рисунка. С помощью графического планшета художник может работать с виртуальными инструментами в этой программе так же легко, как и с обычными карандашом или кистью. Интерфейс программы разработан в контексте создания цифровой живописи с «чистого листа» (в отличие от программы Photoshop, которая создана для обработки уже имеющихся изображений, но также позволяет рисовать). Имитация традиционных средств живописи (карандаш, пастель, масляные краски, акварель, аэрограф; в сумме около 200 инструментов и их вариаций). Цифровые средства живописи (около 200 разнообразных кистей и эффектов), система работы со слоями и их наложением, маски, каналы цвета. Вспомогательные инструменты (ластик, мастихин, осветлитель, затемнитель и т. п.).
Paint – простой растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав всех операционных систем Windows. Малый набор инструментов для рисования: карандаш, кисть, заливка, линии и фигуры, инструменты редактирования и ограниченный набор простых цветов. Может быть использован для знакомства младших школьников с компьютерной графикой, входит в школьный курс информатики.
Целесообразность выполнения тех или иных работ в растровых программах:
Для чего же предназначены растровые редакторы? В первую очередь стоит отметить такую их функцию, как ретушь фотографий; легко можно убрать красные глаза, дефекты кожи, мятую одежду, неаккуратную прическу или же просто мусор на объективе фотографа. Также легко делать коллажи из фотографий, календари, плакаты, выпускные фотографии – возможности достаточно широки. Чего делать не стоит? Например, визитки, баннеры, растяжки, и прочего вида рекламную продукцию, так как ее размер довольно часто надо менять и печатать разного формата, подобное необходимо строить в векторных редакторах, чтобы при смене размеров не происходила потеря качества за счет пикселезации.
Растровые цифровые форматы:
PSD – формат растровых графических файлов редактора Adobe Photoshop, использующий компрессию; и позволяющий записывать изображение со многими слоями, их масками, дополнительными каналами, контурами и другой информацией.
XCF – формат растровых графических файлов редактора Gimp. Он поддерживает слои, маски, каналы прозрачности, пути и направляющие. Однако, в отличие от родного формата файлов для Adobe Photoshop PSD, файлы формата XCF не поддерживаются большинством программ для просмотра изображений, поэтому после окончания работы вам понадобится сохранить изображение в более распространенном формате.
CPT – формат растровых графических файлов редактора Corel Photo-Paint. Закрытый формат, используемый только Corel, содержит эффекты и информацию о редактируемом файле изображения. Файлы формата CPT не поддерживаются большинством программ для просмотра изображений, поэтому после окончания работы вам понадобится сохранить изображение в более распространенном формате.
JPG – формат хранения растровых изображений (фотографий, рисунков т.д.). Потеря качества при сжатии JPEG значительно уменьшает размер файла изображения, а также качество изображения. На данный момент JPEG является лучшим форматом для фотографий и изображений с большим числом цветов для использования в интернете или пересылки по электронной почте.
BMP – формат хранения растровых изображений. С форматом BMP работает огромное количество программ. BMP используют чаще всего в печати точечных монохромных изображений, типа газет и листовок, так как в нем нет полутонов, а градация черно-белого изображения появляется за счет черных и белых пикселей расстояния, напоминает изображение, отпечатанное на матричном принтере из множества мелких черных точек и пустого белого листа.
TIF – формат хранения растровых изображений. TIF стал популярным форматом для хранения изображений с большой глубиной цвета. Он используется при сканировании, отправке факсов, распознавании текста, в полиграфии, широко поддерживается графическими приложениями. Имеется возможность сохранять изображение в файле формата TIFF со сжатием и без сжатия. Степени сжатия зависят от особенностей самого сохраняемого изображения, а также от используемого алгоритма. А еще может содержать слои, как и Adobe Photoshop.
GIF – формат хранения растровых или анимированных изображений. Изображение в формате GIF хранится построчно, поддерживается только формат с индексированной палитрой цветов. Стандарт разрабатывался для поддержки 256-цветовой палитры. Один из цветов в палитре может быть объявлен «прозрачным», то есть сквозь пиксели будет виден фон под «прозрачными» местами изображения.
PNG – формат хранения растровых изображений. Использует сжатие без потерь в пикселях. Был создан как для улучшения, так и для замены формата GIF. При относительно также небольшом размере файла, сохраняет всю полноту изображение, особенно это заметно в отсутствии потерь качества на краях прозрачного изображения.
Пиксел (в разговорной речи пиксель, иногда пэл, англ. pixel, pel – сокращение от picture element или picture сell – элемент изображения) – наименьший логический элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике. Пиксел представляет собой неделимый объект прямоугольной, обычно квадратной, или круглой формы, обладающий определённым цветом. Растровое компьютерное изображение состоит из пикселов, расположенных по строкам и столбцам. Чем больше пикселов на единицу площади содержит изображение, тем более оно детально. Максимальная детализация растрового изображения задаётся при его создании и не может быть увеличена. Если увеличивается масштаб изображения, пикселы превращаются в крупные зёрна. Посредством интерполяции ступенчатость можно сгладить. Степень детализации при этом не возрастает, так как для обеспечения плавного перехода между исходными пикселами просто добавляются новые, значение (цвет) которых вычисляется на основании цвета соседних пикселов исходного изображения. Каждый пиксел растрового изображения – объект, характеризуемый определённым цветом, градацией серого цвета и, возможно, прозрачностью. Один пиксел может хранить информацию только об одном цвете, который и ассоциируется с ним.
Пиксел – это также наименьшая единица растрового изображения, получаемого с помощью графических систем вывода информации (компьютерные мониторы, принтеры и т. д.). Разрешение такого устройства определяется горизонтальным и вертикальным размерами выводимого изображения в пикселах (например, режим VGA – 640×480 пикселов). Пикселы, отображаемые на цветных мониторах, состоят из триад (субпикселей красного, зелёного и синего цветов, расположенных рядом в определённой последовательности). Для ЭЛТ-монитора число триад на один пиксел не фиксировано и может составлять единицы или десятки; для ЖК-монитора (при правильной настройке ОС) на один пиксел приходится ровно одна триада, что исключает муар (узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков). Для видеопроекторов и печатающих устройств применяется наложение цветов, где каждая составляющая (RGB для проектора или CMYK для принтера) целиком заполняет данный пиксел. Разрешение описывает, насколько детальным является данное изображение или процесс его создания. Термин обычно применяется к изображениям в цифровой форме, хотя его можно применить, например, для описания уровня грануляции фотопленки, фотобумаги или иного физического носителя. Более высокое разрешение означает более высокий уровень детализации. Разрешение растровых изображений может выражаться в виде двух целых чисел, например: 1600×1200 – в данном случае эти числа означают размеры изображения в пикселях по горизонтали и вертикали. То есть это говорит о картинке как о мозаике, при этом разрешении изображение состоит из цветных точек, из которых 1600 по горизонтали и 1200 по вертикали. А значит, в итоге на картинке 1 920 000 точек. Из-за большого количества точек на маленькой площади, глаз не замечает мозаичности рисунка. Соответственно, чем выше разрешение, тем больше точек на той же площади и тем выше качество рисунка.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.