15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
Особенности организации образовательного пространства, технические средства образовательного процесса на занятиях компьютерной графики. Назначение, особенности работы. Паспорт кабинета. Технические средства обучения. Характеристика технических, визуальных экранно-статических, визуальных экранно-динамических средств обучения. Унифицированные средства технологического обеспечения учебного процесса. Компьютерные (программируемые) средства обеспечения процесса обучения на занятиях компьютерной графике.
Компьютер как техническое средство может использоваться на всех учебных предметах, во всех возрастных группах, обучаемых с любой дидактической целью. Компьютер, мультимедиа и вспомогательная аппаратура могут быть использованы для организации в школе своего издательства, электронной библиотеки, культурно-информационного центра, видео-классов. Современная мультимедиа аппаратура может широко применяться при проведении любых внеклассных и внешкольных мероприятий и дел.
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Дидактические особенности ТСО:
Информационная насыщенность.
Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы.
Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.
Показ изучаемых явлений в развитии, динамике.
Реальность отображения действительности.
Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Классификация ТСО по функциональному назначению:
Технические средства передачи информации: компьютеры, интерактивные доски, проекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, dvd-проигрыватели, телевизоры, диапроекторы и т.п.
Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся.
Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные.
Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности.
Вспомогательные технические средства: устройства дистанционного управления комплексами ТСО, микрофоны, усилители, полиэкраны и т.п.
Комбинированные технические средства (универсальные) выполняют несколько функций. Это замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы и видео-аудио залы и т.д.
К числу статических экранных средств обучения относятся диапозитивы, слайды, фотоизображения, плакаты, транспаранты и прочие наглядные пособия. Определяются как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством одиночной неподвижной демонстрации каких-либо изображений.
К числу динамических экранных средств обучения относятся диафильмы, фильмы, видео-ролики, анимации, презентации и т.п. Определяются как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством непрерывно просмотра видео или изобразительного ряда с возможным встроенным аудио сопровождением.
Компьютер в учебно-воспитательном процессе.
Мультимедиа компьютеры - компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
Значение компьютера в учебно-воспитательном процессе
Вписываются в рамки традиционного обучения;
Используются с успехом на различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях;
Способствуют активному включению обучаемого в учебно-воспитательный процесс, поддерживают интерес;
Способствуют пониманию и запоминанию учебного материала.
Задачи применения компьютера в обучении:
Обеспечение обратной связи в процессе обучения;
Обеспечение индивидуализации учебного процесса;
Поиск информации из самых широких источников;
Моделирование изучаемых процессов или явлений;
Организация коллективной и групповой работы.
Обучение с применением компьютера надо строить так, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина и что только он несет ответственность за последствия принятого решения.
Виды обучающих компьютерных программ:
Иллюстрирующие;
Консультирующие;
Программы-тренажеры;
Программы проблемного обучения;
Программы обучающего контроля;
Операционные среды;
Учебные игровые программы;
Графические программы.
Компьютерные технологии.
Телекоммуникационный учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Телеконференции - обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т. п.).
Дистанционная форма обучения - получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации.
Компьютерные средства обеспечения процесса обучения на занятиях компьютерной графике:
Компьютер;
Интерактивная доска;
Графический планшет;
Проектор и экран;
DVD-плейер или VHS-магнитофон с телевизором;
Сканер (цифровой фотоаппарат);
Принтер.
Паспорт кабинета включает в себя:
Инвентарную ведомость кабинета на имеющееся оборудование, включающую площадь кабинета, количество рабочих мест, инвентарные номера каждого установленного оборудования и его комплектацию.
Состояние учебно-методического обеспечения кабинета, методическую литературу, рабочие тетради и учебники, раздаточный материал, комплект электронных ресурсов.
Правила пользования кабинетом, правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.
План занятости кабинета информатики на учебный год график в соответствии с расписанием учебных занятий.
Перспективу возможного развития кабинета (утверждается директором школы), примерно планируемые обновления наглядного и дидактического материала и технического оборудования в кабинете.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.