21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
Понятие «научно-педагогическое исследование». Содержание, виды и направления исследовательской деятельности в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики. Значение научно-исследовательской деятельности в развитии практики дизайн - образования (привести конкретные примеры). Теоретические и эмпирические методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики. Изучение литературы по проблемам дизайн-образования в повышении профессиональной квалификации преподавателей. Методы моделирования содержания образования, проектирования педагогического процесса и прогнозирования результатов педагогической деятельности преподавателя. Методы педагогического наблюдения, опроса, тестирования, изучения продуктов творческой деятельности учащихся в профессиональной деятельности преподавателя дизайна и компьютерной графики. Мониторинг процесса преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе и его значение в развитии дизайн-образования.
Научно-педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.
Основные виды исследовательской деятельности преподавателя:
Прикладное исследование – исследование, связанное с разработкой вопросов научного и практического использования научных результатов, полученных в ходе предшествующих теоретических (фундаментальных) исследований.
Фундаментальное исследование – исследование, выполняемое при помощи специального научного теоретического аппарата; вид научной работы, заключающийся в выявлении закономерностей путем абстрактного мышления.
Основные направления научной работы:
Научные исследования;
Повышение научной квалификации;
Подготовка научных публикаций;
Участие в подготовке научных кадров;
Проведение конференций и семинаров;
Научно-исследовательская работа студентов и слушателей
Научно-исследовательская деятельность в дизайн-образовании позволяет корректировать учебный план, исходя их способностей и интереса учащихся, а так же выявлять проблемы на ранней стадии и в кратчайшие сроки найти способы их решения.
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование. Эмпирические методы исследования подразделяются на частные и общие. К частным методам относятся наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование), анализ содержания педагогических документов, продуктов деятельности. К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент.
Анализ (от греч. analysis – разложение) – 1) метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ применяется с целью выявления сущности закономерностей, тенденций социальных, экономических процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, на предприятии) и в разных сферах (социальной, производственной); 2) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура (сюда относятся вычленение частей целого и выявление взаимодействий между ними, осознание принципов организации целого). Учащийся видит ошибки и упущения в логике рассуждений, проводит разграничения между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. Учебные результаты характеризуются более высоким познавательным уровнем, чем понимание и применение, требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположности сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие – анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. В педагогике синтез – это теоретический метод исследования, предполагающий умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схема, упорядочивающая имеющиеся сведения. Учащийся может использовать знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность, направленную на создание новых схем, структур.
Абстрагирование - мысленное отключение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделение существенных свойств и отношений с целью получения отвлеченных понятий – абстракций.
Конкретизация – 1) в формальной логике – мыслительная операция, дающая возможность мысленного перехода от общего, абстрактного к единичному, которое соответствует этому общему (абстрактному); это мысль о частном, которое соответствует общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.) В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни, а также к отрыву деятельности второй сигнальной системы от первой; 2) Конкретизация в диалектической логике означает процесс восстановления в мышлении объективной целостности, существующей через связи единичных вещей. «Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов. Конкретизация же теоретических знаний – это выведение и объяснение особенных и единичных проявлений целостной системы из её всеобщего основания» (В. В. Давыдов) .
Моделирование – (от лат. modulus – мера, образец) 1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной действительности; 2) построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем и т. п.); 3) (инф.) представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы; 4) (эк.) воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах в искусственно созданных условиях; в экономике чаще используется математическое моделирование посредством описания экономических процессов математическими зависимостями.
Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений; позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и последующей их проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информации, проверяет адекватность и истинность теории в практике, позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании. Наблюдение должно привести к формулировке гипотез, их уточнению, переходу к теории, которая объясняет явления; наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, целенаправленностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Недостатки наблюдения состоят в том, что исследователю трудно охватить большое количество явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий велика. Многие педагогические явления и процессы недоступны прямому наблюдению, и, кроме того, оно всегда отличается субъективностью. Наблюдение эффективно применять в сочетании с другими методами получения информации (м, интервью).
Анкетирование – 1) процесс сбора первичного материала в социологических, экономических, демографических и др. исследованиях с помощью анкеты; 2) педагогический метод эмпирического исследования, основанный на опросе и используемый для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений (например, мнение различных групп учащихся и учителей об отдельных сторонах учебно-воспитательного процесса, методах обучения). Метод анкетирования используется в случаях, когда исследуемую проблему трудно изучить другими методами. Научная ценность анкетирования зависит от теоретической базы исследования, характера исходной гипотезы, целей исследования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников – анализа документов, интервью, наблюдений и пр.
Метод экспертных оценок – (пед.) комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений. С помощью экспертного метода может проводиться анализ сложных педагогических процессов, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками; прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса. Серьезным недостатком метода является то, что он не исключает субъективизма в оценке знаний и умений учащихся, ставит результаты оценки в зависимости от личных профессиональных и моральных качеств эксперта (в роли которого чаще всего выступает преподаватель или экзаменационная комиссия); к достоинствам метода можно отнести относительную простоту, дешевизну и доступность для массовой практики.
Тестирование – метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты). Применяется для измерения индивидуальных различий, позволяет с известной вероятностью определить уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Существуют три основные сферы тестирования: образование; профессиональная подготовка и отбор – в связи с усложнением производства; психологическое консультирование – в связи с ускорением социодинамических процессов.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий, напр., педагогический эксперимент. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию исследователя, регистрирующего изменения в поведении изучаемого объекта. Если изучаемая область относительно неизвестна, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого помогут уточнить направление дальнейшего анализа. Особую категорию образуют формирующие (обучающие) эксперименты. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
Изучение литературы по проблемам дизайн-образования является одним из способов перенимания опыта для преподавателя, а так же помогает ему со стороны проанализировать свою деятельность и при необходимости скорректировать.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.