10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
Понятие «учебно-методический комплекс». Кабинет (аудитория) для занятий по дизайну и компьютерной графике в школе (лицее) и в УМЛ. Учебные, методические пособия, учебники, компьютеры, аппаратура и аксессуары цифровой художественной студии, обеспечивающие художественно-педагогический процесс: типология, структура, основы педагогического конструирования. Средства технологического обеспечения художественно-педагогического процесса на занятиях дизайна и компьютерной графике. Основы методики применения Интернет и мультимедиа-технологий в художественно-педагогическом процессе. Специфика учебно-методического обеспечения занятий в образовательном учреждении и УМЛ.
Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану. УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности, должен разрабатываться по всем учебным дисциплинам, с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала. Основная цель создания УМК – предоставить ученику полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Оснащение кабинета для занятий по предмету и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием ИТ включает в себя: класс компьютерной техники, проекционное оборудование, библиотечный фонд (книгопечатная продукция), печатные пособия, учебно-методическую литературу, информационно-коммуникативные средства, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, модели и рабочую мебель.
Основные требования к кабинету ИКТ, компьютерной графики и дизайна:
Наличие в кабинете нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность.
Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы учебного заведения, средствами телекоммуникаций (при наличии соответствующей базы).
Соответствие учебно-методического комплекса и средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.
Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, электронными пособиями в соответствии с образовательной программой.
Наличие программного обеспечения, используемого по предметам.
Методические пособия и учебники:
В.Глазычев. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе.
В.Ф.Сидоренко, А.Г.Устинов. Программа дизайнерского образования для специализированных средних школ.
Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: методическое пособие под редакцией Б.М.Неменского.
А.М.Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Элективный курс. 9-11 классы: учебное пособие (Профильное обучение).
А.М.Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Элективный курс. 9-11 классы: методическое пособие (Профильное обучение).
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операциональная).
Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза; прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Логическим итогом конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога.
Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся. Общественные цели образования, трансформируясь в педагогические цели, определяют общую стратегию педагогического процесса и материализуются в учебных планах, программах, учебниках, методических рекомендациях и других учебно-наглядных пособиях для учителей и учащихся.
Компьютерные средства обеспечения процесса обучения на занятиях компьютерной графике:
Компьютер (AMD X2 или Intel Core 2 Duo от 2 ГГц; 2GB оперативной памяти минимум; ATI-Radeon видеокарта);
Интерактивная доска (ActivBoard);
Графический планшет (Wacom, а не бюджетный Genius без уровней нажатия);
Проектор (с хорошей настройкой резкости) и экран;
DVD-плейер или VHS-магнитофон с телевизором;
Сканер (цифровой фотоаппарат с возможностью макросъемки);
Принтер (HP цветной).
Информационные технологии обычно являются функциональными компонентами других видов технологий (производственных, организационных, социальных) и выполняют роль интеллектуального ядра последних. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность этих и других технологий, сокращая при этом затраты различных других видов ресурсов общества. Важная роль информационных технологий в развитии общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни. Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. (Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) : учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 280 с.)
Безусловно, наглядно и эффектно преподнесенный материал в значительной степени улучшает восприятие и запоминание аудиторией. Технические средства презентаций способны расширить возможности даже самого талантливого выступающего, перевести часть информационной нагрузки в визуальную область. Высокая эффективность применения таких средств подтверждается как бизнес-презентациями, так и прогрессивными методами обучения. Однако использование компьютерных технологий лишь только для наглядных презентаций и конкретных заданий не раскрывает весь спектр возможностей внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Интернет и новейшие информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Преимущество интернета состоит в том, что он может предоставить самую новую информацию быстрее, чем любой издатель книг и журналов. Интернет позволит студентам обмениваться информацией по вопросам и проблемам обучения в свободное от учебных занятий время посредством своих компьютеров.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.