logo
Otvety_Gosy_Dizayn

10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.

Понятие «учебно-методический комплекс». Кабинет (аудитория) для занятий по дизайну и компьютерной графике в школе (лицее) и в УМЛ. Учебные, методические пособия, учебники, компьютеры, аппаратура и аксессуары цифровой художественной студии, обеспечивающие художественно-педагогический процесс: типология, структура, основы педагогического конструирования. Средства технологического обеспечения художественно-педагогического процесса на занятиях дизайна и компьютерной графике. Основы методики применения Интернет и мультимедиа-технологий в художественно-педагогическом процессе. Специфика учебно-методического обеспечения занятий в образовательном учреждении и УМЛ.

Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану. УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности, должен разрабатываться по всем учебным дисциплинам, с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала. Основная цель создания УМК – предоставить ученику полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Оснащение кабинета для занятий по предмету и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием ИТ включает в себя: класс компьютерной техники, проекционное оборудование, библиотечный фонд (книгопечатная продукция), печатные пособия, учебно-методическую литературу, информационно-коммуникативные средства, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, модели и рабочую мебель.

Основные требования к кабинету ИКТ, компьютерной графики и дизайна:

Методические пособия и учебники:

В.Глазычев. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе.

В.Ф.Сидоренко, А.Г.Устинов. Программа дизайнерского образования для специализированных средних школ.

Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: методическое пособие под редакцией Б.М.Неменского.

А.М.Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Элективный курс. 9-11 классы: учебное пособие (Профильное обучение).

А.М.Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Элективный курс. 9-11 классы: методическое пособие (Профильное обучение).

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операциональная).

Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза; прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Логическим итогом конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога.

Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся. Общественные цели образования, трансформируясь в педагогические цели, определяют общую стратегию педагогического процесса и материализуются в учебных планах, программах, учебниках, методических рекомендациях и других учебно-наглядных пособиях для учителей и учащихся.

Компьютерные средства обеспечения процесса обучения на занятиях компьютерной графике:

Информационные технологии обычно являются функциональными компонентами других видов технологий (производственных, организационных, социальных) и выполняют роль интеллектуального ядра последних. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность этих и других технологий, сокращая при этом затраты различных других видов ресурсов общества. Важная роль информационных технологий в развитии общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни. Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. (Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) : учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 280 с.)

Безусловно, наглядно и эффектно преподнесенный материал в значительной степени улучшает восприятие и запоминание аудиторией. Технические средства презентаций способны расширить возможности даже самого талантливого выступающего, перевести часть информационной нагрузки в визуальную область. Высокая эффективность применения таких средств подтверждается как бизнес-презентациями, так и прогрессивными методами обучения. Однако использование компьютерных технологий лишь только для наглядных презентаций и конкретных заданий не раскрывает весь спектр возможностей внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Интернет и новейшие информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Преимущество интернета состоит в том, что он может предоставить самую новую информацию быстрее, чем любой издатель книг и журналов. Интернет позволит студентам обмениваться информацией по вопросам и проблемам обучения в свободное от учебных занятий время посредством своих компьютеров.