8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
Общность педагогики в области дизайна и компьютерной графики и педагогики искусства. Предметы информационно-технологического и художественно- педагогического циклов в образовательной системе школы. Принцип единства художественного образования и технического развития. Свобода и творческая активность. Изучение искусства по законам искусства, информационных технологий - по законам информатики. Принцип целостности развития музыкально-художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и музыкально- художественного мышления с одновременным постижением компьютерных технологий. Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Диалог как основа взаимодействия учителя (владеющего музыкально-компьютерными технологиями) и учащихся в педагогическом процессе. Принципы опоры на творческий метод. Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности.
Достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и искусства, появление новых художественных материалов и технологий значительно расширили возможности художественного образования детей и юношества: подобные изменения требуют применения современных технических средств обучения (компьютер, проектор, интерактивные доски и т.п.), так как с помощью них можно отобразить весь спектр современного мира искусства, выходящего за рамки привычной нам музыки, живописи, литературы.
Предметы информационно-технологического цикла: информатика.
Предметы художественно-эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература.
Принципы формирования содержания образовательной программы:
Связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
Взаимосвязанность и взаимообусловленность со смежными предметами;
Развивающий характер учебного материала;
Принцип единства идейного содержания и художественной формы;
Принцип гармоничного культурного развития личности;
Принцип идейной общности и взаимосвязи искусств;
Принцип учета возрастных особенностей.
Рассмотрим наиболее важные дидактические принципы в связи с методикой преподавания дизайна и компьютерной графики:
Принцип научности обязывает педагога передавать знания, подкрепляя их научными положениями, опираясь на психолого-педагогические особенности личности, ее развитие.
Принцип наглядности, при котором понятия и представления обучаемых становятся более ясными и понятными. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения, изучения и анализа предметно-пространственной среды, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а, следовательно, и на качество выполняемых работ и проектов.
Принцип систематичности и последовательности в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
Принцип доступности и посильности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала, для каждого.
Принцип активности и самостоятельности – сознательная активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному его закреплению.
Свобода и творческая активность.
Творческая активность может формироваться только при наличии свободы воображения, мышления, свободы выбора учащимся средств выразительности, подачи идеи.
Принцип целостности развития музыкально-художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и музыкально-художественного мышления с одновременным постижением компьютерных технологий.
Восприятие обеспечивает отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Художественное восприятие как форма чувственного отражения предмета включает не только обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, но и формирование чувственного образа.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Художественные восприятие, память и мышление являются основой для творческого воображения, так как оно опирается на запечатленные в памяти образы, способность к творческому мышлению.
Принцип опоры на деятельность и личностный подход: личностно-ориентированный подход предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
Диалог как основа взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе.
Педагогическое взаимодействие – систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, это воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями
Системообразующим оказывается диалог с учеником как полноправным субъектом процесса познания, носителем культуры своего поколения, страны, социальной группы.
Диалог способствует внутренней выработке мировоззренческих установок, он как один из «понимающих подходов» открывает новые возможности образования, которое перестает быть простым внушением стереотипов и трансляцией определенных знаний некоторым предметам. Выработав у ученика способность размышлять, образование выполнит одну из важнейших задач.
Отношения учителя и ученика не должны строиться на основе выбора: учитель не вправе никому отдавать предпочтение. Именно диалог «Я и Ты» и «Включающее восприятие» рождают в душе ребенка доверие.
Проектирование диалога в педагогическом процессе опирается на несколько значимых положений:
Диалог может быть реализован при наличии различных смысловых позиций по поводу объекта рассмотрения;
Для диалога необходимо сформулированное отношение к высказыванию (модальная информация);
Для формирования сознания, понимания предмета обсуждения недостаточно получения знаний, необходимо выраженное к ним отношение (диалогическое с ними общение);
В диалогических отношениях существуют 2 формы диалога – внутренний и внешний – для которых важно создавать условия их возникновения.
Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности – в любой коллективной творческой работе, каждый учащийся выполняет свою определённую часть с присущей ему индивидуальностью, таким образом, коллективные творческий проект представляет собой синтез индивидуальных работ, объединённых общими целями, задачами, темой.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.