logo
Otvety_Gosy_Dizayn

13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления

Понятия «мышление», «художественно-композиционное мышление». Компоненты художественно-композиционного мышления. Особенности различных видов художественного мышления. Методики (методы) развития художественно-композиционного мышления школьников на занятиях по компьютерной графике. Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление художественных образов в контексте компьютерной графики.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление – это, прежде всего, техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и абстрактное мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает, то один, то другой, то третий вид мышления.

Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое.

Три стадии развития творческого мышления:

Наглядное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии.

Одним из направлений развития творчества на этапе наглядного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа и изучение его в более широком теоретическом контексте. Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственные зависимости, рассматривать факты с позиций выдвинутых гипотез – это является основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов природы и правил общества является критичностью мышления.

Эвристическое - мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации.

Проанализируем компоненты, составляющие художественное мышление, это:

Развивая в процессе занятий компьютерной графикой творческое мышление, мы задействуем весь аппарат мыслительной деятельности человека. Развитие художественно-творческого мышления способствует формированию нового, более высоко уровня эстетического воспитания и творческого развития личности в целом.

Методические приемы, стимулирующие активизацию мышления на занятиях компьютерной графики.