2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
Синтетические методы формирования художественного вкуса, композиционного мышления и общего художественного развития средствами компьютерной графики. Характеристика обучающих, развивающих и образовательных программ по работе с графическими изображениями (по выбору студента). Перечень и краткая содержательная характеристика дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования. Возможности и способы использования компьютерной графики в преподавании данных дисциплин
Возможности использования компьютерной графики:
Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления,
Эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа,
Развитие коммуникативных способностей,
Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации,
Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации,
В компьютерном уроке реализуется психологический цикл деятельности «целеполагание - планирование и организация- выполнение (решение) учебной задачи-анализ и оценка результата».
Синтетические методы формирования художественного вкуса:
- Методы и приемы развития:
Метод наглядности;
Метод развития эстетического зрения;
Сравнительный метод;
Метод ассоциативного восприятия;
Продуктный метод (рисование с натуры, по памяти, по впечатлениям, по заданным темам).
- Методы развития воображения и абстрактного мышления:
Метод наглядности (демонстрация работ одноклассников или учеников старших классов);
Методы помогающие стимулировать творческую активность учащихся, использование музыки. (суть приёма состоит в том Что, Когда и Как слушать. Музыка создает определенный эмоциональный настрой);
Прием развития ассоциативного воображения, после овладения редакторами Adobe Photoshop и CorelDraw задание на тему «Нарисуй музыку», свои впечатления воплощают в графической форме;
Разработка композиций любых типов способствующих развитию мышления образами. т.е. целостного видения;
Метод дизайнерского проектирования;
Метод пространственного моделирования изображения;
Метод ассоциативного восприятия цвета.
Компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и воспитателей, позволяет освободиться от нудного традиционного обучения и разработать новые идеи и средства выражения. Одним из таких средств развития творческих способностей детей являются графические редакторы. Их грамотное использование позволит разнообразить любой вид деятельности дошкольного учреждения. Наиболее доступными, удобными и простыми в использовании являются графический редактор Paint.
Painterka – Увлекательная программа – раскраска для детей. При размере чуть более 1Мб позволяет использовать палитру в более чем 200 цветов, а также использовать текстурные заливки и добавлять свои картинки, которые затем можно раскрашивать. Для ребенка важно еще и то, что самые удачные картинки можно распечатать или сохранить. Русский интерфейс позволит ребенку, умеющему читать, лучше ориентироваться в рабочем пространстве игры.
Tux Paint – Графический редактор для детей от 3 до 12 лет. Для того чтобы ребенку было проще освоиться с программой, все рабочие инструменты вынесены в ее главное окно.
KidColor – Простенький графический редактор для детей. Главное достоинство программы в том, что при запуске, она скрывает все элементы управления системой (кнопку закрыть, меню пуск и т.п).
Перечень и краткая содержательная характеристика дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования. Программы художественно-эстетического цикла включают в себя:
Программу по изобразительному искусству и художественному труду;
Программу по ритмике;
Программы по музыке;
Программу по МХК.
Основными задачами программ по изобразительному искусству являются: создание условий для развития творческих способностей учащихся; общее эстетическое развитие; овладение приемами изобразительной и художественно-прикладной деятельности; воспитание навыков общения через творчество.
Ритмика. Основными задачами программы основной школы по ритмике являются: выявление творческих способностей в области искусства танца; развитие навыков хореографического движения, концертного исполнения; овладение жанровыми и стилистическими особенностями классического, народного, историко-бытового, современного танца.
Музыка. Программа ставит своей получение учащимися общего музыкального образования, формирование эстетического вкуса на лучших образцах классической и зарубежной музыки, выявление и развитие творческих способностей детей. В классах с углубленным изучением музыки, программа предусматривает обучение игре на музыкальных инструментах, комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать лёгкие партии).
Курс МХК (реализуемый на основе программы Л.М. Предтеченской) скорректирован с учетом гуманитарной направленности обучения. Курс предусматривает углубленное изучение проблем развития отечественной и мировой культуры в контексте общецивилизационных процессов, расширенное изучение проблем развития отдельных видов искусства, технологии и трудовое обучение.
Программа по черчению направлена на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Программой предусматривается научить школьников сознательно читать чертежи, самостоятельно разрабатывать графическую документацию для изготовления деталей и предметов, а также решать творческие задачи с элементами конструирования. Программа по черчению направлена на развитие у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве.
Возможности и способы использования компьютерной графики в преподавании данных дисциплин:
На занятиях компьютерной графикой дети изображают пейзажи, сказочных персонажей, выполняют простые композиции. Развивают чувство композиционного равновесия, динамики и пропорций. Развивают умение составлять из геометрических фигур узнаваемый образ. Воспитывают культуру восприятия пейзажного жанра, как способа отражения красоты окружающей природы; воспитывают умение восприятия абстрактных композиций. Особое значение придается формированию и развитию у школьников пространственного и образного мышления на основе построения плоских или объемно-пространственных композиций.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.