logo
Otvety_Gosy_Dizayn

51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.

Принцип гармонизации среды и построения целостной структуры. Возможные варианты взаимодействия элементов в композиции. Принципиальные отличия абстрактной композиции от композиции в виде промышленной формы. Принципы структурирования промышленной формы и среды. Особенности формообразования в соответствии с функциональной нагрузкой элементов в композиции.

Художественная организация (гармонизация) дизайна интерьера, есть система приемов соподчинения, выявления обшей логики развития среды и ее элементов, которая помогает достичь эстетического совершенства в определенном стиле. Принципы гармонизации осуществляются с учетом требований функциональной эффективности, экономичности и конструктивной целесообразности, но, прежде всего, в соответствии с художественным замыслом дизайнера интерьеров, а не в отрыве от него и не в ущерб ему.

К основным принципам композиции в дизайне относятся:

  1. Баланс – это равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая то ее часть доминирует над всем остальным. Баланса можно достичь с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).

  2. Контраст – это взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т.д. Примеры контраста: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый.

  3. Значимость и подчиненность. Этот принцип предполагает выделение, так называемого, центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание пользователя рассеивается.

  4. Направление внимания. По сути, это управление движением взгляда зрителя во время его перемещения по сайту, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам.

  5. Пропорции. Пропорция – это отношение отдельной части ко всему объекту, а также соотношение отдельных частей друг с другом. В данном примере показано «Золотое сечение». Подробнее о «Золотом сечении» можно прочитать в этой статье».

  6. Масштаб – это реальный, видимый размер объекта, рассматриваемый в отношении других предметов, людей, окружающей среды.

  7. Повторение и ритм. Предполагает повторение элементов дизайна для достижения определенной цели, например, чтобы задать направление взгляда или для непрерывности внимания.

  8. Единство в разнообразии. Предполагает сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции.

Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. То же самое и в понятии «абстрактная композиция».

Композиция в виде промышленной формы же представляет структуру или отличительные особенности какого-либо предмета. Гармония в ней тоже важна, однако она обычно не вызывает у смотрящего ассоциаций, а дает четкое представление об изображенном предмете и его функции.

Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компановкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера.

Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Так, если под проектированием следует понимать процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми, то под формообразованием – смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Одни теоретики рассматривают формообразование, в основном, как проектирование художественной формы. Другие утверждают, что формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов.

http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/524/283.html