6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
Понятие «художественно-творческое развитие». Этапы, уровни и критерии художественно-творческого развития учащихся. Особенности художественно-творческой деятельности учащихся на занятиях по компьютерной графике. Составляющие художественно-творческого развития учащихся на занятиях по компьютерной графике. Особенности художественно-творческого развития учащихся на занятиях по компьютерной графике.
Развитие – это прирост умений, физических и психических. Художественно-творческое развитие – это накопление опыта и творческих работ в области художественной культуры.
Уровни художественно-творческого развития:
Первый уровень творчества. Объект принципиально не изменяется, остается таким как есть. Изменению подвергаются вспомогательные элементы объекта, например, скругляются кромки люка, устанавливается дополнительная крышка на бензопиле, изменяется форма рукоятки скребка. Для первого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной узкой специальности. Как правило, решение не связано с устранением какого-либо явного противоречия. В общем объеме мирового патентного фонда находится примерно 32% технических решений, выполненных на первом уровне творчества.
Второй уровень творчества. В объект вносятся мелкие изменения и дополнения, которые не меняют основной принцип действия, – например, дополнительный ударный механизм в мышеловке, установка второй спирали в лампе накаливания для повышения надежности, телефон снабжается автоответчиком. Для второго уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной науки, т.е., если задача возникла в механике, то она и решается средствами, взятыми из механики. Как правило, такие решения связаны с устранением мелких противоречий на уровне вспомогательных, подсистемных элементов. В общем объеме мирового патентного фонда находится 45% технических решений, выполненных на втором уровне творчества. Примечание: Изобретения первого и второго уровней творчества, составляют 77% мирового патентного фонда. Они нужны, они совершенствуют технику, но принципиально ее не меняют. Это обычные конструкторские решения, но если они ранее не были известны, то признаются изобретениями. Творчество на первом и втором уровне доступно любому грамотному специалисту.
Третий уровень творчества. В основной объект вносятся значительные изменения и дополнения, направленные на максимальное развитие (модернизацию) существующего принципа действия. Например, изменяемая геометрия крыла самолета, воздушный винт с регулируемым шагом, система автоматического оттаивания холодильника, двигатель внутреннего сгорания с регулируемым объемом камеры сгорания и т.п. Для третьего уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных наук, но смежных между собой, то есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения берутся, например, из гидравлики, теплотехники, и т.п. Как правило, решения третьего уровня творчества связаны с устранением противоречий, возникших на уровне системных элементов. В общем объеме мирового патентного фонда находится 19% технических решений, выполненных на третьем уровне творчества.
Четвертый уровень творчества. В основной объект вносятся изменения, полностью меняющие принцип его действия. Например, суда на подводных крыльях, высокочастотная печь для приготовления пищи, ультразвуковая стиральная машина и т.п. Для четвертого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных и не смежных между собой наук. То есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения могут быть взяты, например, из химии, биологии, оптики. Как правило, такие решения связаны с устранением противоречий, возникших на уровне надсистемных элементов. Например, оптоволоконный кабель связи. В нем изменен принцип действия – вместо электрического тока применен световой поток. Задача, лежащая в области электросвязи, решена средствами, взятыми из оптики. Разрешено надсистемное противоречие – кабелей между точками связи, должно быть много, чтобы пропустить тысячи и миллионы сигналов связи и должно быть мало, чтобы не усложнять, и так предельно сложную, систему кабельной связи. В общем объеме мирового патентного фонда находится 3,7% решений, выполненных на четвертом уровне творчества.
Пятый уровень творчества. Создается не существующий ранее объект с новым, ранее неизвестным, принципом действия. Например, паровой двигатель, самолет, радио, лазер и тому подобные. Эти изобретения называют пионерными, т.к. они сами порождают новые науки, например, теплотехнику, аэродинамику, радиотехнику, квантовую оптику. Творчество на пятом уровне предоставляет человечеству новые, неизвестные ему ранее, возможности. Пятый уровень творчества – это удел избранных. В патентном мировом фонде изобретений, выполненных на пятом уровне творчества, содержится всего 0,3%, но они являются основой цивилизации. Но, для широкого внедрения этих изобретений в производство нужны годы, чтобы провести научно-исследовательские, конструкторские, технологические и иные работы с решением сотен и тысяч других задач, требующих использования всех остальных уровней творчества.
Критерии художественно-творческого развития учащихся: сформированность эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, опыт общения с искусством; способность к интерпретации, комбинированию и художественной стилизации объектов реального мира для создания выразительных художественных образов; владение специальными технологиями, создающими возможность воплощения проекта в материале.
Компьютерная графика развивает творческие способности, прежде всего через практическую деятельность. Составляющие компоненты деятельности: мотивы, потребности, интерес, эмоциональное удовлетворение, предвидение результатов, понимание значимости, поиск нестандартных путей достижения цели, анализ результатов и т.д. основаны на индивидуальных способностях человека и связаны с уровнем их развития.
Компьютерная графика (дизайн) служит неисчерпаемым источником удовлетворения эстетических потребностей, причем как эстетическое воздействие непосредственно самой деятельности, так и ее продуктов. Красота компьютерной графики, обладая высоким качеством и большой выразительностью, способствует развитию вкуса, профессионального мастерства, формированию положительных качеств личности. В процессе занятий на компьютере складывается особое отношение к труду, как к творческому созидательному процессу, где инструментарий лишь повышает требования к профессиональной подготовке будущего художника, требуя от него понимания композиции, чувства формы, цвета, ритма и других специальных знаний. Такой труд становится источником радости и духовного наслаждения. Он становится потребностью и необходимостью для производительной и духовной деятельности человека. Сложившиеся понятия о красивом и качественном, переходят в процессе работы на компьютере в изделия, необходимые в повседневной жизни, где они проявляются своим совершенством форм и линий. Преобразования предметно-пространственной среды, средствами компьютерной графики, решают проблемы не только эстетического влияния самой среды, но и формирования побудительных желаний в создании красивых вещей.
Позволяя формировать графическую информационную среду, компьютерная графика, используя специальный инструментарий, становится важным фактором общения, передачи и получения различных знаний. Она является прекрасным средством использования всех законов и закономерностей, лежащих в основе художественного творчества. Одновременно, по характеру художественных технологий, богатству цветовых возможностей, способами отображения пространственных объектов, компьютерная графика, наряду с общеобразовательной подготовкой, несет в себе большой объем профессионально ориентированного обучения, что, безусловно, развивает творческие способности студентов. Обучение компьютерной графики возможно только при наличии внутренних духовных потребностей к творческому созидательному процессу, нацеленному на создание неповторимых изделий, на процесс преобразования окружающего мира с точки зрения гармонии и красоты.
Структура творческих способностей в области компьютерной графики можно скомпоновать в следующие основные блоки.
Первый блок составляют свойства творческого воображения и мышления, зрительной памяти и пространственных представлений, обеспечивающих отбор главного, существенного и наиболее характерного в предметах и явлениях действительности, способствующих созданию художественного образа и оригинальной композиции.
Второй блок составляют свойства эстетического восприятия и эмоционально-чувственного отношения (эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому объекту или явлению.
Следующий блок составляют свойства, особенности зрительного анализатора, обеспечивающие успешное развитие в процессе художественной деятельности восприятия пропорций, особенностей объемной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений, ритма, цвета, статики и движения и т.п. Данные свойства являются общими (как и предыдущие) в структуре художественно-творческих способностей личности.
Четвертый блок включает свойства логической и наглядно-чувственной сферы мышления, образной памяти, способствующих формированию понимания и «чувствования» художественных и технологических особенностей компьютерной графики.
Пятый блок включает свойства, особенности репродуктивного воображения, внимания, сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое, точное и качественное усвоение новых технических приемов, умений и навыков в рисунке, композиции, в основных операциях компьютерной графики, конструировании и проектировании объектов графического дизайна.
- 1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- 2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- 3. Графические редакторы для детского художественного творчества.
- 4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- V класс
- VI класс
- 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
- 5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- 6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- 7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн - проектирования.
- 8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики. Принцип единства художественного образования и технического развития.
- 9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
- Студия компьютерного творчества. Программа «Основы компьютерной графики»
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 1. Докомпьютерная художественная подготовка.
- 2. Информационно-компьютерный этап (изучение понятия компьютерной графики, ее видов и специфики, освоение навыков работы с программами).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн-проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций (на основе полихудожественного и информационно-технологического подхода)
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.
- 30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.
- 31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.
- 32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн-проектировании.
- 33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.
- 34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.
- 35. Характеристика и область применения трехмерных программ cad (показать их возможности на примере одной по выбору студента).
- 36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.
- 37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).
- 38. Основные требования к оформлению дизайн-проекта.
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн-продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн-проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн-проекта.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 49. Проблематика в дизайн-проектировании на примере школьного интерьера.
- 50. Цифровой инструментарий web-дизайнера.
- Структура web-сайта в контексте с задачами, стоящими перед ним.
- Программные продукты, используемые для создания дизайна web-сайта.
- Анимация в web-дизайне.
- Родственные виды дизайна.
- 51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.