logo
Otvety_Gosy_Dizayn

24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн - образования.

Зарождение дизайна как художественной практики. Ремесленное производство в средние века. Промышленная революция в Европе и ее значение в развитии дизайна. Первые школы дизайн. Баухауз и его педагогические принципы. Педагогика ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Предвоенный дизайн 30-40 гг. Особенности дизайн-образования в США в 50-60 гг. Особенности дизайн-образования в современной Европе. Примеры учебных заведений и их образовательных программ. История российского дизайн-образования. Дизайн-образование в дореволюционный период. Советский этап в развитии дизайн-образования. Современный этап развития российского дизайн-образования. Примеры учебных заведений и их образовательных программ. Система основного профессионального, основного общего и дополнительного дизайн-образования. Тенденции и особенности развития российского дизайн-образования.

Предметное окружение человека с древнейших времен. Первые орудия труда, процесс передачи и преобразование движения в ранних технически сложных орудиях (лук, стрелы, тетива). Толчок в развитии техники – изобретение колеса. Появление техники плетения и ткачества, гончарного искусства, первых искусственных материалов (текстиль, керамика, 5-3 тыс. до н.э.). Цеховые объединения ремесленников. Значительный рост производительности труда и снижение себестоимости изделия с возникновением мануфактур. Расширение мануфактурного производства как толчок в целом к массовому производству, условия для перехода к машинному производству и созданию машинной техники. Замена мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью. Освобождение рабочих от ручных операций. Мощный толчок в развитии и изобретении новых транспортных средств. Появление конвейера. Организация конвейерного производства.

Баухауз – крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности. «Давайте создадим новую гильдию ремесленников - без классовых различий, которые возводят барьер между художником и ремесленником! Давайте вместе придумаем и построим здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются воедино! Однажды руки миллионов ремесленников поднимут его к небесам как хрустальный символ новой веры". (Из Программы Гропиуса)

Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Первая была создана в 1860 г. как художественная школа преподавания живописи, с 1905 г. - живописи и скульптуры, а с 1910 г. получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, основанная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915 гг. Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художниками и ремесленниками. Художник лишь высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества. Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести молодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. В своем вводном курсе Иттен, как он пишет в своей книге «Мой форкурс в Баухаузе и других школах» ставились следующие задачи В процессе обучения закладывались принципы функционализма, как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: «искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу». Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Особые требования предъявлялись к знанию производственного процесса. Политическая борьба 20-х гг. в условиях империалистической Германии привела к изгнанию Баухауз из Ваймара. Он переезжает в Дессау. Здесь Вальтер Гропиус строит новое здание Баухауз - одно из самых выдающихся своих архитектурных произведений. Через 7 лет после новых политических гонений Баухауз переезжает в Берлин, где был закрыт в 1933 году, пришедшими к власти фашистами.

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН (1920-1930 гг.)

Традиции промышленного искусства в России существуют с XIX века. В 1825 году по инициативе графа Строганова в Москве открылась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». К концу века аналогичные школы и училища, готовившие «ученых-рисовальщиков» среднего и высшего уровня для художественной промышленности, существовали в Санкт-Петербурге, а также на Урале.

После Октябрьской революции в 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Ренессанса. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ.

Однако, уже первый год обучения по новой методике выявил целый ряд существенных недостатков. Главный из них заключался в «субъективности» обучения: студенты, осваивая профессиональные приемы того или иного мастера, не получали широкого художественного образования. Такая ситуация не устраивала не только самих радикально настроенных студентов, которые требовали замены «субъективных» методов обучения «объективными», но и многих преподавателей, у которых преобладало стремление выработать некие "объективные" приемы формообразования, научно обосновать свои творческие эксперименты, свои критерии оценки произведений искусства.

Становилось все более ясным, что отвергнутую академическую систему преподавания необходимо заменить новой, тщательно разработанной педагогической системой, а не кустарными приемами цехового обучения. Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советской России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они преследовали как минимум три цели. Во-первых, это «объективизация» процесса обучения художественным дисциплинам. Во-вторых, сближение различных видов искусства и выработка общей методики их преподавания. В-третьих, сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством.

ВХУТЕМАС сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века, по достоинству оцененный всей мировой общественностью. ВХУТЕМАС отразил в себе всю сложность и противоречивость протекавших в Советской России творческих процессов.

Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».