logo
Истратова О

Тройная стимуляция памяти

Цель: развитие логической памяти. Форма проведения: групповая. Возраст: 9-10 лет.

Материал: 3 набора карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками для каждого ученика.

Ход игры: Упражнение разработано по анало­гии с известной методикой «двойной стимуляции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стиму­лов. Учащимся предъявляется ряд карточек с на­печатанными на них словами или нарисованными картинками и предлагается из другого аналогично­го набора карточек подобрать к каждой из перво­го набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно — хлеб, дом — забор), с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того как учащийся усвоил принцип под­бора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор карточек (напри­мер: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, си­ница, окно, вокзал), основываясь на смысловом, об­разном, эмоциональном или каком-либо ином сход­стве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора («окно» под «кры­шей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судь­ей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закрывается лис­том ватмана и предъявляется третий набор карто­чек (герань, кресло, змея, сапог). Задача учащихся — положить под каждой из карточек оставшегося вто­рого набора связанную с ней карточку нового — третьего набора (окно — герань, синица — змея, мяч — сапог, вокзал — кресло).

После этого закрывается и второй набор карто­чек. Задача учащихся — глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по кар­точке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспомнить «синицу» и «само­лет» и т. д.).

Комментарии: Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.