logo
Истратова О

Защита профессии перед родителями

Цель: научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (това­рищами, учителями и т. д.). Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть включена в игру «Профконсультация» как подготовительная игровая ситуация.

Возраст: 14-16 лет (8-11 класс).

Ход игры: Время на игру 15-20 минут.

1 этап. Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его «ро­дители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т. д.).

2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию: «Пред­ставьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если про­фессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом он вообще не собирается). Родители не согласны с позици­ей учащегося и пытаются его отговорить. Разыг­рывается домашний конфликт, при этом выигры­вает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т. к. насилие — признак слабости аргументов».

3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ве­дущего должны быть еще меньшими, чем в игре «Профконсультация», т. к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.

4 этап. Обсуждение игры. Если игра использует­ся в «Профконсультации», можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использова­нии можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.

Диагностические возможности игры. Поскольку школьники могут проецировать поведение своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях ре­альных родителей данных учеников. Однако отно­ситься к этой информации следует с определенной осторожностью, т. к. школьники могут имитировать и чужих родителей.

Типичные трудности. Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и за­быть о главной цели игры. В крайнем случае ве­дущий может взять себе роль «прадедушки» и че­рез эту роль вернуть игру в деловое русло, а если учащемуся будет слишком трудно, стать его союз­ником, но не решать за него все проблемы.

Перспективы развития игры. Результатами дан­ной игры могут стать совместно со школьниками сформулированные правила беседы с родителями на тему выбора профессии. Интересным представляет­ся также использование данной игры при участии и школьников, и родителей. Причем родители иг­рали бы роль «учащихся», а школьники — роль «родителей».