logo
Истратова О

2.4.1. Формирование учебных умений формирование умения принять учебную задачу

Цель: формирование умения принять учебную задачу.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: 3 пересекающихся класса геометри­ческих фигур, составленных по 3 признакам: цве­ту, форме и размеру (методика поэтапного форми­рования умственных действий П. Я. Гальперина). Действие организуется последовательно в предмет­ном, графическом и вербальном планах.

Ход игры: Формирование данного умения проис­ходит путем выполнения действий на основе дан­ного учебного материала:

  1. Преобразование условий задачи с целью обна­ружения всеобщего отношения изучаемого объекта.

  2. Моделирование выделенного отношения в пред­метной, графической или буквенной форме.

Первый этап. Формирование условно-динамичес­кой позиции

Перед ребенком выкладываются все геометричес­кие фигуры. В экспериментальную ситуацию вво­дятся условные лица (куклы).

Задание следующее: распределить между кукла­ми фигурки так, чтобы каждой из них принадле­жал какой-нибудь признак. В данной ситуации ребенок последовательно занимает позицию каждого условного лица и, уже исходя из новой позиции, определяет, кому принадлежат выбранные фигуры. Дальше игра продолжается: куклы должны постро­ить дом, а для того, чтобы взять нужный кирпич, необходимо найти его хозяина и спросить разреше­ние. Ребенка спрашивают: «Если ты сейчас Миша, какие тебе нужны кирпичи? Чьи они?» И обрат­ный вопрос: «Ты — Миша, какие кирпичи общие у Андрюши с Петей? У тебя с Петей? У тебя с Андрюшей?» Определение общих классов, опосредуется их принадлежностью условным лицам.

Второй этап. Графическое действие

Вводятся условные обозначения: «хозяева» изоб­ражаются разноцветными кружками, классы при­надлежащих им предметов обозначаются символи­ческими рисунками. В этой серии дети обучаются определять целый класс фигур по его пересечени­ям с другими классами, по подклассу и дополни­тельным классам. В отличие от первой серии в данной ребенок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требуется определить, какой класс принад­лежит лицу, чью роль он принимал, если извест­но, к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребенок производит операции над классами, устанавливая их прина­длежность условным лицам, чьи позиции он пос­ледовательно занимал.

Затем действия производятся па вербальном уровне — ребенку называют свойства фигур, а он указывает их «хозяев», и наоборот, упоминались «хозяева», а учащийся описывал принадлежащие им фигуры, т. е. в данной серии у ребенка фор­мируется умение ориентироваться при классифи­кации не на отдельные признаки предметов, а на их соотношение ж на этом основании причислять предметы к тому или иному классу. Для форми­рования данных умений можно использовать и другое упражнение, в котором действия произво­дятся на материальном уровне: ребенку даются ко­робочки разных цветов, в каждой из которых ле­жит кубик. По цвету кубик либо совпадает, либо не совпадает с коробочкой. По признаку цвета — совпадению или несовпадению окраски коробочки и кубика — можно составить 2 класса коробок. В ситуацию вводятся куклы, каждая из которых выступает «хозяином» какого-либо одного класса. Сначала ребенок последовательно занимает условные позиции и определяет, кому принадлежат подклас­сы и классы фигур. После этого учитель, а затем ученик перемещают кубики в коробочки так, что­бы соотношение цветов стало иным. Новое соот­ношение признаков в предмете изменяет его принадлежность тому иди иному классу (лицу), что и определяет ребенок.

На графическом этапе вводятся условные обоз­начения для коробок и лежащих в них кубиков. Кроме того, детям предлагается система стрелок, которыми обозначается переход предмета в другой класс при изменении соотношения признаков. Сис­тема стрелок и условные обозначения представля­ют собой знаки, которые вырабатываются по ходу обучения совместно ребенком и учителем. Знаки выступают средством как оперирования классами, так и общения ученика с учителем (точнее, их совместной работы). Это обеспечивает возможность перехода к вербальному этапу обучения.

Критерием сформированности действия являет­ся умение ребенка занять позицию учителя и са­мостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ре­бенком структуры задачи и средств ее решения. Переходя на позицию учителя, ребенок принимает на себя все его функции — постановку задачи и контроль за ее выполнением.

Формирование умения принять учебную зада­чу тесно связано с такой мыслительной операци­ей, как анализ и переход к теоретическому обоб­щению, следствием которого является простейшее умозаключение. В связи с этим можно использо­вать следующее упражнение.

Учебный материал составляют геометрические тела, различные по форме (цилиндры и граненые фигуры), по высоте (10 и 15 см) и по цвету — 5 цветов.

  1. группа: низкие граненые (8 фигур). Их название бик.

  2. группа: высокие граненые (7 фигур). Их название гур.

  3. группа: низкие цилиндры (3 фигуры). Их название цев.

  4. группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их название лаг.

Учитель ставит перед ребенком учебную задачу: «Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название име­ют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется бик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, кото­рые, по-твоему, могут называться бик».

На следующих этапах аналогично дети учатся отбирать фигуры гур, цев и затем лаг. На первых этапах необходимо научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совмест­но с ребенком. При этом необходимо добиваться, чтобы, выполняя задание, ребенок давал словесный отчет, почему он отнес фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении перво­го, может служить выделение одновременно двух признаков, которые учитель также пытается вы­явить совместно с ребенком. Теперь, отбирая об­разцы выделенного класса, дети должны обосновать свой выбор двумя признаками. Учебная задача мо­жет считаться принятой, если ребенок в состоянии один разделить предъявленные фигуры на группы, называет их и дает общее определение принципа объединения фигур в каждой группе, а именно — сходство по высоте и форме. Данное задание мо­жет быть модифицировано использованием другого дидактического материала.