Общение - это...
Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.
А. Невербальное общение. «Передай другому»
Ход упражнения: Дети сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие. Обсуждение.
Легко или трудно было передавать предмет?
Кому легко?
А в чем были трудности?
Легко или трудно было отгадывать предмет?
Кому было легко?
А в чем заключались трудности?
Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?»
Ход упражнения: Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз. Обсуждение.
Легко или трудно было описывать внешность?
В чем были трудности?
Почему?
Что легче всего вспоминается?
Что труднее?
Кому было легко выполнять это упражнение?
Почему?
В. Умение слушать другого. «Спина к спине»
Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение.
Дети делятся своими ощущениями.
Легко ли было вести разговор?
В чем были трудности?
• Есть ли удовлетворение от разговора? Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.
Г. Точная передача информации. «Пересказ текста»
Ход упражнения: — Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника.
Затем выполняется упражнение согласно инструкции.
Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики «Информация».
Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)
Обсуждение.
• За счет чего произошло искажение информации?
Что «своего» каждый внес в рассказ?
Бывает ли так в жизни?
Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
- Глава 2. Психологический практикум
- 2. Дошкольный (3-6(7) лет) и младший школьный (6(7)-10 лет) возраст
- 2.2. Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте37
- Поиск аналогов
- Поиск общего
- Поиск предметов по заданным признакам
- Поиск соединительных звеньев
- Формулирование определений
- Выражение мысли другими словами
- Перечень возможных причин
- Построение системы причин
- Перечень заглавий к рассказу
- Построение сообщения по алгоритму
- Путаница
- Найди ошибку
- 2.3.2. Игры на развитие воображения39
- Как люди
- Волшебные кляксы
- Отгадывание предмета по паре других предметов
- Перехват закодированных сообщений
- Передача закодированных слов по «испорченному телефону»
- Поиск ассоциаций
- Передача ассоциаций по цепочке
- Самостоятельное составление ассоциативных цепочек
- 2.3.3. Игры на развитие памяти40 упражнение на развитие слуховой памяти
- Тройная стимуляция памяти
- Анализ структуры длинных предложений
- 2.3.4. Игры на развитие внимания41 пишущая машинка
- Карлики и великаны
- Запрещенная буква
- Скрытая подсказка
- Спрятанное слово
- Корректурные задания
- Найди слова
- Заметь все
- Каждой руке - свое дело
- 2.4.1. Формирование учебных умений формирование умения принять учебную задачу
- Формирование умения планировать свои действия
- Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)
- Формирование умения действовать
- 3. Этап совместных форм деятельности
- 4. Контрольно-итоговый этап
- Офицер-солдат
- Поиск клада
- 2.4.2. Формирование приемов самоконтроля
- Фабрика игрушек
- Сделай так же
- Лесенка
- Число-контролер
- 2.4.3. Развитие произвольности
- Пуговица
- Хитрые картинки
- 2.5. Развитие навыкав общения путаница
- Послушный мячик
- Узнай, кто это?
- Подари движение
- Взаимоотношения найди меня
- Рыбалка
- Поем вместе
- Давайте познакомимся!
- Ладонь в ладонь
- 2.6. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
- 2.6.1. Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других51 узнавание эмоций
- Интервью
- 2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения52
- Шалтай-болтай
- Игра с песком
- Знакомство
- Угадай эмоцию
- Незаконченные предложения
- Что с тобой?
- Темперамент
- Четыре характера
- Разговор цветов
- В гостях у волшебника
- Сегодня, вчера и завтра
- Модель будущего
- Я в прошлом и я в будущем
- 2.8. Коррекция трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте
- 2.8.1. Застенчивость и тревожность56
- Похвалилки
- За что меня любит мама
- Зайки и слоники
- Давай поговорим
- Скульптура
- Ласковый мелок
- Покатай куклу
- Добрый - злой, веселый - грустный
- 2.8.2. Агрессия и конфликтность
- Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
- Маленькое привидение60
- Апельсин (или лимон)
- Сдвинь камень
- Черепаха
- Расслабление в позе морской звезды
- Мальчик (девочка) – наоборот61
- 2.9. Развитие моторики
- 2.9.1. Игры на общее моторное развитие62 цапля
- Парашютисты
- Скоморохи
- Пленники
- Мышка и мишка
- Пальчик о пальчик
- 2.9.3. Игры на развитие моторной ловкости ходим в шляпах
- Рыбаки и рыбка
- 2.9.4. Игры на развитие регуляции поведения
- 2.9.5. Игры на развитие мелкой моторики
- 2.10. Релаксационные игры и упражнения63
- Все спят
- Петрушка прыгает
- Аутотренинг волшебный сон
- Сон на берегу моря
- Передай мяч
- Штандер 64
- Почесать спинку
- Тряпичная кукла и солдат
- Путешествие на облаке
- 3. Подростковый возраст (11-14 лет) и ранняя юность (15-16 лет)
- 3.1. Основные тенденции развития в
- Подростковом возрасте и ранней юности65
- 3.2. Развитие познавательных процессов
- 3.2.1. Развитие мышления66 ключ к неизвестному
- Ошибающийся учитель
- Опечатка
- Поиск противоположных предметов
- Сокращение рассказа
- 3.2.2. Развитие воображений
- Перевоплощения
- Групповая картина
- 3.2.3. Развитие памяти67 образная память
- Эмоциональная память
- Зрительная память
- 3.3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы
- Эмоциональные загадки
- Чувства животных
- Объясняю - понимай!
- Сосулька
- Воздушный шар
- Изобрази животное
- 3.4. Развитие навыков общения и коммуникативной компетентности69
- 3.4.1. Упражнения-игры, направленные на сплочение группы
- Круг знакомств
- Испорченный видеомагнитофон
- Диалог руками
- Ловля моли
- Изобрази предмет
- Здравствуй!
- Комплименты
- 3.4.2. Упражнения на развитие навыков общения испорченный телефон
- Общение - это...
- Понимание
- Другой акцент
- 3.4.3. Упражнения на формирование конкретных социальных навыков начало беседы
- Волшебный щит
- Принятие критики
- Как сказать «нет»
- Просьба о помощи
- Ведение переговоров
- Отстаивание своего мнения
- Преодоление обвинения
- Выражение благодарности
- 3.5. Развитие личности и самосознания71
- 3.5.1. Упражнения на развитие позитивного я-образа кто я?
- Ласковое слово
- Мой портрет в лучах солнца
- Никто не знает...
- Самыйсамый
- Мое качество
- Скульптура
- 3.5.2. Упражнения на развитие полоролевой идентичности, представлений об отношениях с противоположным полом
- Что такое мальчик и что такое девочка?
- Спрашивайте - отвечаем
- Два в одном
- Два мира
- 3.6. Профориентационые игры72
- Пришельцы
- Три судьбы
- Профессия на букву
- Самаясамая
- Цепочка профессий
- День из жизни...
- Ловушки-капканчики
- Профконсультация
- Защита профессии перед родителями
- Приемная комиссия
- 3.7. Упражнения на релаксацию, подростковый вариант аутотренинга
- Две минуты отдыха74
- Расслабление
- Дыхание75
- Истерика
- Разряжение тревоги и страха
- Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксации
- Использованная литература
- Содержание
- Глава I. Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками
- Глава 2. Психологический практикум
- Истратова Оксана Николаевна