3.6. Профориентационые игры72
Отрочество — это период первичной, амбивалентной оптации. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
Важнейшая задача ранней юности — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
В возрасте 16-23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.
На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Появляется реальная возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.
____________________________
72 Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8—11 классы). — М.: ВАКО, 2005. Форма проведения игр данного раздела — групповая.
Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта. Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку ответить на 3 главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию, что может и что пользуется спросом на рынке труда.
Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество — это время экспериментирования, пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Ограничивать подростка в таких выборах очень недальновидно. Но хотя и допускается возможность смены профиля, для многих учащихся это сделать крайне сложно. Профконсультант, используя специальные методики, должен либо подтвердить выбор, либо посоветовать молодому человеку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рынка труда.
- Глава 2. Психологический практикум
- 2. Дошкольный (3-6(7) лет) и младший школьный (6(7)-10 лет) возраст
- 2.2. Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте37
- Поиск аналогов
- Поиск общего
- Поиск предметов по заданным признакам
- Поиск соединительных звеньев
- Формулирование определений
- Выражение мысли другими словами
- Перечень возможных причин
- Построение системы причин
- Перечень заглавий к рассказу
- Построение сообщения по алгоритму
- Путаница
- Найди ошибку
- 2.3.2. Игры на развитие воображения39
- Как люди
- Волшебные кляксы
- Отгадывание предмета по паре других предметов
- Перехват закодированных сообщений
- Передача закодированных слов по «испорченному телефону»
- Поиск ассоциаций
- Передача ассоциаций по цепочке
- Самостоятельное составление ассоциативных цепочек
- 2.3.3. Игры на развитие памяти40 упражнение на развитие слуховой памяти
- Тройная стимуляция памяти
- Анализ структуры длинных предложений
- 2.3.4. Игры на развитие внимания41 пишущая машинка
- Карлики и великаны
- Запрещенная буква
- Скрытая подсказка
- Спрятанное слово
- Корректурные задания
- Найди слова
- Заметь все
- Каждой руке - свое дело
- 2.4.1. Формирование учебных умений формирование умения принять учебную задачу
- Формирование умения планировать свои действия
- Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)
- Формирование умения действовать
- 3. Этап совместных форм деятельности
- 4. Контрольно-итоговый этап
- Офицер-солдат
- Поиск клада
- 2.4.2. Формирование приемов самоконтроля
- Фабрика игрушек
- Сделай так же
- Лесенка
- Число-контролер
- 2.4.3. Развитие произвольности
- Пуговица
- Хитрые картинки
- 2.5. Развитие навыкав общения путаница
- Послушный мячик
- Узнай, кто это?
- Подари движение
- Взаимоотношения найди меня
- Рыбалка
- Поем вместе
- Давайте познакомимся!
- Ладонь в ладонь
- 2.6. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
- 2.6.1. Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других51 узнавание эмоций
- Интервью
- 2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения52
- Шалтай-болтай
- Игра с песком
- Знакомство
- Угадай эмоцию
- Незаконченные предложения
- Что с тобой?
- Темперамент
- Четыре характера
- Разговор цветов
- В гостях у волшебника
- Сегодня, вчера и завтра
- Модель будущего
- Я в прошлом и я в будущем
- 2.8. Коррекция трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте
- 2.8.1. Застенчивость и тревожность56
- Похвалилки
- За что меня любит мама
- Зайки и слоники
- Давай поговорим
- Скульптура
- Ласковый мелок
- Покатай куклу
- Добрый - злой, веселый - грустный
- 2.8.2. Агрессия и конфликтность
- Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
- Маленькое привидение60
- Апельсин (или лимон)
- Сдвинь камень
- Черепаха
- Расслабление в позе морской звезды
- Мальчик (девочка) – наоборот61
- 2.9. Развитие моторики
- 2.9.1. Игры на общее моторное развитие62 цапля
- Парашютисты
- Скоморохи
- Пленники
- Мышка и мишка
- Пальчик о пальчик
- 2.9.3. Игры на развитие моторной ловкости ходим в шляпах
- Рыбаки и рыбка
- 2.9.4. Игры на развитие регуляции поведения
- 2.9.5. Игры на развитие мелкой моторики
- 2.10. Релаксационные игры и упражнения63
- Все спят
- Петрушка прыгает
- Аутотренинг волшебный сон
- Сон на берегу моря
- Передай мяч
- Штандер 64
- Почесать спинку
- Тряпичная кукла и солдат
- Путешествие на облаке
- 3. Подростковый возраст (11-14 лет) и ранняя юность (15-16 лет)
- 3.1. Основные тенденции развития в
- Подростковом возрасте и ранней юности65
- 3.2. Развитие познавательных процессов
- 3.2.1. Развитие мышления66 ключ к неизвестному
- Ошибающийся учитель
- Опечатка
- Поиск противоположных предметов
- Сокращение рассказа
- 3.2.2. Развитие воображений
- Перевоплощения
- Групповая картина
- 3.2.3. Развитие памяти67 образная память
- Эмоциональная память
- Зрительная память
- 3.3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы
- Эмоциональные загадки
- Чувства животных
- Объясняю - понимай!
- Сосулька
- Воздушный шар
- Изобрази животное
- 3.4. Развитие навыков общения и коммуникативной компетентности69
- 3.4.1. Упражнения-игры, направленные на сплочение группы
- Круг знакомств
- Испорченный видеомагнитофон
- Диалог руками
- Ловля моли
- Изобрази предмет
- Здравствуй!
- Комплименты
- 3.4.2. Упражнения на развитие навыков общения испорченный телефон
- Общение - это...
- Понимание
- Другой акцент
- 3.4.3. Упражнения на формирование конкретных социальных навыков начало беседы
- Волшебный щит
- Принятие критики
- Как сказать «нет»
- Просьба о помощи
- Ведение переговоров
- Отстаивание своего мнения
- Преодоление обвинения
- Выражение благодарности
- 3.5. Развитие личности и самосознания71
- 3.5.1. Упражнения на развитие позитивного я-образа кто я?
- Ласковое слово
- Мой портрет в лучах солнца
- Никто не знает...
- Самыйсамый
- Мое качество
- Скульптура
- 3.5.2. Упражнения на развитие полоролевой идентичности, представлений об отношениях с противоположным полом
- Что такое мальчик и что такое девочка?
- Спрашивайте - отвечаем
- Два в одном
- Два мира
- 3.6. Профориентационые игры72
- Пришельцы
- Три судьбы
- Профессия на букву
- Самаясамая
- Цепочка профессий
- День из жизни...
- Ловушки-капканчики
- Профконсультация
- Защита профессии перед родителями
- Приемная комиссия
- 3.7. Упражнения на релаксацию, подростковый вариант аутотренинга
- Две минуты отдыха74
- Расслабление
- Дыхание75
- Истерика
- Разряжение тревоги и страха
- Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксации
- Использованная литература
- Содержание
- Глава I. Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками
- Глава 2. Психологический практикум
- Истратова Оксана Николаевна