logo
Истратова О

3.6. Профориентационые игры72

Отрочество — это период первичной, амбивален­тной оптации. В этом возрасте закладываются ос­новы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личност­ных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Дифференцированное отношение к разным учеб­ным предметам, занятия в кружках художест­венного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профес­сионально ориентированных мотивов учения, ини­циируют саморазвитие качеств, способностей, прису­щих представителям желаемых профессий.

Важнейшая задача ранней юности — выбор про­фессии. Это период реалистической оптации. Для старших подростков и для девушек и юношей акту­альным является учебно-профессиональное самоопре­деление — осознанный выбор путей профессиональ­ного образования и профессиональной подготовки.

В возрасте 16-23 лет подавляющее большин­ство девушек и юношей получают профессиональ­ное образование в учебных заведениях или про­фессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.

Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированны­ми мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профес­сиональный старт.

У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверен­ность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессио­нальной направленности личности. Постепенное ус­воение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представи­теля определенного профессионального сообщества.

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид дея­тельности в соответствии с возрастными особеннос­тями учащихся. Появляется реальная возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

____________________________

72 Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражне­ния, опросники (8—11 классы). — М.: ВАКО, 2005. Форма прове­дения игр данного раздела — групповая.

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта. Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку от­ветить на 3 главных вопроса: что он хочет, выби­рая профессию, что может и что пользуется спро­сом на рынке труда.

Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество — это время экспериментирования, пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Ограничивать подростка в таких выбо­рах очень недальновидно. Но хотя и допускается возможность смены профиля, для многих учащихся это сделать крайне сложно. Профконсультант, ис­пользуя специальные методики, должен либо под­твердить выбор, либо посоветовать молодому чело­веку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рын­ка труда.