Тема: «Мы дружная семья»
Цель: обсудить проблемы воспитания подростков в семье, обменяться опытом.
Форма проведения: беседа.
Подготовка к собранию: изготовление памяток, желательно при проведении собрания создать благоприятный музыкальный фон.
Ход собрания. Классный руководитель обращается со вступительным словом. Он говорит, что важнее воспитания нового поколения у человечества нет задачи. Эта задача решается главным образом в семье. Не исключая и ответственности школы, общества и генетических предрасположенностей нового поколения, семья является основным воспитательным инструментом. Сегодняшнее собрание посвящается воспитанию подростка именно в семье.
Далее родителям предлагается анкета, которая помогает выявить отношение к воспитанию ребенка.
Анкета:
1. Ваш ребенок совершил нехороший поступок. Ваша реакция:
поставите себя на место вашего ребенка;
Б) разберетесь и накажите;
В)накажите без особых разговоров.
2. Ваш подросток так себя повел, что вывел вас из себя:
вы сохраните самообладание;
Б) покажете свое неудовольствие;
накричите и накажете.
3. Считаете ли вы, что с вашим ребенком нужно советоваться по разным вопросам?
A) да;
Б) иногда;
B) нет.
4. Можете ли вы устоять против просьб подростка, понимая, что это каприз?
да;
Б) иногда;
нет.
5. У вас важные дела, а ребенок подошел со своей проблемой, Вы:
оставите дела и займетесь ребенком;
Б) попросите подождать;
попросите не лезть не вовремя.
6. Вы совершили ошибку при общении с подростком:
признаетесь и извинитесь;
Б) признаетесь в ошибке;
посчитаете себя правым.
7. Всегда ли вы отказываетесь от обидных слов в адресе подростка:
A) да;
Б) иногда;
B) никогда.
8. Выделяете ли вы день, когда ребенок предоставлен сам себе?
A) да;
Б) иногда;
B) никогда.
9. Помогаете ли вы своему подростку делать уроки?
A) да;
Б) иногда;
B) нет.
10. Всегда ли вы поощряете своего ребенка, когда он по собственной инициативе сделал доброе дело?
A) да;
Б) иногда;
B) никогда.
Результаты анкеты классный руководитель может проанализировать позже и дать рекомендации слишком жестким или, наоборот, слишком добрым, родителям. Далее классный руководитель произносит небольшое вступительное слово.
Дорогие родители!
Для вас не секрет, что ваши дети, перейдя в подростковый возраст, сильно изменились. Раньше они были послушными, добрыми, ласковыми, хотя и тогда бывали конфликты, но они носили не напряженный характер и проходили в считанные минуты. Подростки другие. Они внезапно становятся непослушными, резкими, порой и грубыми. Именно от их грубости больше всего страдают родители. В чем же причины этого явления?
К 14−15 годам подросток начинает чувствовать себя взрослым и не понимает, почему его продолжают считать ребенком. Наступает пубертатный период, т.е. период полового созревания. Идет полная перестройка организма, перестраивается вся эндокринная система. В кровь огромным потоком начинают поступать гормоны, которые «играют» его настроением. Эта двойственность состояния между детским возрастом и взрослым приводит к неуверенности в себе. Появляются тревога, излишняя нервозность, резкая смена настроения. Только что жизнерадостный ребенок вдруг сник, опустил голову и загрустил. Такое явление в это время не редкость. Подростки пытаются быть самостоятельными, независимыми от взрослых, и, если в этот время их не понимают и излишне опекают, то, кроме отрицательных результатов, такое воспитание ничего не даст. Bозрастают конфликты, ребенок становится нетерпим к любым воспитательным воздействиям и особенно к нравоучениям. Они часто заканчиваются ссорой и грубостью с обеих сторон.
Подростки часто ходят обиженными, непонятыми, и в этой связи готовыми доказать свою правоту любой ценой. Бывает, что и ценой собственной жизни. Именно в этом возрасте формируются переживания, которые психиатры называют сверхценными. Простые жизненные проблемы они могут рассматривать очень серьезно.
В этой ситуации нужно помогать детям выходить из подобных состояний, объяснить, что ничего серьезного не произошло, что скоро все кончится, и он сам посмеется над тем своим состоянием, которое сейчас его сильно угнетает. Всегда надо помнить, что, как бы надуманны, искусственны и смехотворны ни были переживания подростка, угрозу для его жизни они представляют весьма реальную. Мы же не можем влезть в его голову и оценить масштаб катастрофы, которую он сам себе там представил. Примеров таких в жизни очень много. Недавно произошел один такой случай, настолько нелепый, что его комментировали по нескольким каналам телевидения. Девочка 14 лет встречалась с мальчиком. Ее кавалер психически был не совсем здоров, но она вела себя совершенно нормально − нежная, ласковая, отзывчивая, добрая девочка, помогала по дому, хорошо училась, никаких конфликтов ни в семье, ни в школе, ни со сверстниками у нее не было. Мальчик задумал самоубийство и пригласил ее. Она пошла, и они вместе прыгнули с высоковольтной мачты с высоты почти 30 м. Расследование показало, что следов борьбы или насилия не было. Сделали подростки это вместе, добровольно. Что тут скажешь? Остается только развести руками со слезами на глазах.
Очень трудно в таких ситуациях выдерживать золотую середину. С одной стороны, процесс воспитания не должен прерываться, и подросток должен находиться под опекой взрослых, с другой − нужно дать ему возможность самореализоваться. Он должен быть достаточно самостоятельным, чтобы принимать решения и нести за них ответственность. Любому человеку, а подростку в особенности, нужно, чтобы его понимали, любили, ценили, уважали (вспомните фильм «Доживем до понедельника»). Тогда ему легче совершенствоваться в делах, в учебе и в жизни в целом, легче реализовать свои способности. Подросток должен любить себя, т.е. иметь высокую самооценку. Она закладывается, в первую очередь, его родителями. Если они внимательны и терпеливы к его недостаткам и кропотливо, но не навязчиво работают над их исправлением, ребенок вырастает с адекватной самооценкой. Если же его все время критикуют, ругают, муштруют, его самооценка будет низкой. Ведь как подросток может оценить себя? В первую очередь по поведению окружающих. Уже позже, имея жизненный опыт, взрослым человеком он может сравнить себя с другими людьми и сформировать собственную оценку.
Но вернемся к подросткам. Если родители его хвалят, поощряют, он чувствует любовь и заботу, то и в душе у него складывается ощущение, что с ним все в порядке. Если его все время критикуют, говорят обидные слова, а иногда и наказывают, то у него формируется низкая самооценка. Тогда он нарочно начинает совершать плохие поступки. Это его протест, в котором скрываются горечь и отчаяние. Родителям нужно постоянно следить за собой и не допускать перекосов ни в одну, ни в другую сторону. Как найти середину?
Тема: «Профилактика употребления наркотиков и других психотропных веществ»
Цель: рассказать родителям об опасностях, которые представляют собой наркотические и психотропные вещества.
Форма: лекция.
Участники: родители вместе со своими детьми.
Ход собрания.
Лекция классного руководителя. В настоящее время наркотики и психотропные препараты распространены в странах развитого мира очень широко. Если в начале прошлого века любой наркотик свободно продавался в аптеках, а у людей даже мысли не возникало, чтобы использовать его в качестве одурманивающего вещества, то сейчас нет клуба, дискотеки или молодежной компании, где бы ни использовался этот яд. Торговцы «смертью» стараются расширить свой бизнес. Для этого им необходимо «подсадить» очередную жертву на наркотик. Вот почему первые дозы он охотно даст бесплатно. «Пробуй, балдей», – говорит он. Жертва не понимает, что через несколько доз она сама будет бегать за торговцем и за любые деньги умолять дать очередную дозу, а торговцу именно этого и нужно. Так они становятся богатыми, и их не волнуют искалеченные судьбы их жертв, поэтому подросткам сейчас искать наркотики не нужно: они сами их найдут и приучат к себе, схватят мертвой хваткой и не отпустят, пока не убьют. Слишком много социальных факторов влияет на распространение наркотиков. В Афганистане их производство для многих крестьян является единственным источником доходов. В Центральной Азии огромное число граждан молодого возраста не имеет работы и вынуждены заниматься транспортировкой наркотиков в Европу. В России социальная неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, нищета и безысходность толкают юные души к тому, чтобы, как писал В.Высоцкий: «Нам осталось уколоться и упасть на дно колодца, там пропасть на дне колодца, как в Бермудах, навсегда». Поэтому правоохранительные органы и не справляются с наркотической заразой. Не зря же в некоторых городах родители сами собираются вместе и идут громить наркотические притоны.
Единственный способ уберечь ваших детей от наркотиков – это просветительская работа и строгий контроль родителей. Только сам подросток может удержать пион от пагубной привычки.
Теперь нужно рассмотреть вопрос, как осуществлять контроль над подростком, Он же сам никогда не признается, что употребляет наркотики. Начнем с его внешнего вида и поведения. Наркотическое опьянение очень похоже по внешним проявлениям на алкогольное, но при этом запаха алкоголя нет. Может быть благодушное, веселое настроение, но могут быть и злобная оглушенность, тоска, депрессия. Кожа бледная, зрачки или сужены, как мелкие бусинки, или расширены, как два пятака. Координация движений всегда нарушена. При внимательном исследовании вы можете обнаружить следы от инъекций. Опытные наркоманы стараются в вены на руках уколы не делать − это слишком заметно. Поэтому нужно проверять все тело: следы могут быть в самом неожиданном месте.
При наркотическом опьянении изменяется речь. Она становится или ускоренной, или замедленной. Часто подросток старается говорить подчеркнуто выразительно, внятно и многословно. При употреблении растворителей красок и клеев речь становится отрывистой, ответы − короткими. Психотропные вещества дают непоследовательные и поверхностные суждения. Анаша, гашиш, марихуана приводят к необъяснимому веселью, Подросток хохочет над обычными словами и поступками. Хохот у него гомерический, он долго не может остановиться, а, успокоившись на короткое время, хохочет снова.
Существуют и некоторые другие признаки применения подростком наркотиков:
систематические уходы из дома и пропуски занятий в школе;
нарастающая лживость и скрытность;
наличие у подростка кулечков с неизвестными веществами, пузырьков, капсул, ложечек и шприцев;
заметное ухудшение учебы, бессонница, невозможность сосредоточиться на любом деле;
резкая смена настроения, которая стала происходить намного чаще, чем у нормальных подростков;
пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды.
Что же используют наши дети? Чаще всего взрослые об этом даже не догадываются. Девиз некоторых подростков: «Кайф любой ценой!» Они экспериментируют с любыми препаратами в аптеках, лишь бы дурило. Недавно один из них мне признался, что может из совсем безобидных таблеток, продающихся в аптеке без рецепта составить адскую смесь, сшибающую с ног. О последствиях таких экспериментов они не думают. Почему-то считают, что будут жить вечно, но, как правило, не доживают и до 30 лет. Изощренности людей в поисках кайфа можно только удивляться. Мне рассказывал тюремный врач, как его подопечные заключенные (в основном молодые) достигают состояния опьянения. Из подручных материалов делают устройство, похожее на иглу, протыкают ею вену и вдувают туда воздух. Пузырьки воздуха по сосудам достигают мозга и частично закупоривают некоторые его отделы. Недостаток кислорода приводит к мозговым явлениям, напоминающим опьянение. Людей,
проделывающих такие эксперименты над собой, не волнуют ни антисанитария, могущая привести к заражению крови, ни воздушная эмболия (закупорка) сосудов мозга, сердца или легких, которая может привести к мгновенной смерти. Если бы мне это рассказал не тюремный врач, никогда не поверил бы в такое. Получается, что самооценка таких людей равна абсолютному нулю. О ней даже шпорить бессмысленно. Для них жизнь не представляет никакой ценности. Они не дорожат ею и поэтому так легко забирают чужую.
Но вернемся от ужасов к нашим подросткам. Итак, ассортимент одурманивающих средств, осваиваемых подростками, все время расширяется. Большинство из них основано на сильном отравлении своего организма, которое сказывается в первую очередь на печени. Печень не справляется с дезинтоксикацией организма и в ответ выделяет специфические вещества, приводящие к галлюцинациям. Подросток не понимает, что для того, чтобы «побалдеть», нужно перед этим убить свою печень. Заканчивается это циррозом и смертью, потому что регенеративные способности у печени не беспредельны.
Чтобы отравить организм, подростки используют яды, которые можно купить в магазине. Это продукты бытовой химии. Например, ацетон, бензин, бензол − кровяные яды, дихлофос − нервно-паралитический яд. Знакомство с этими веществами начинается уже с младшего школьного возраста. Дети не понимают их опасности. Дальнейшее применение ядов приводит к деградации мозга, и понимать опасность становится уже нечем, хотя ребенок чувствует, что печень превратилась в камень. Обычно этим злоупотребляют дети, лишенные нормального родительского воспитания. Но они дружат с нормальными детьми и за собой в адский круговорот могут затянуть и их тоже.
Рассмотрим, как дети травятся бензином: смачивают ткань или наливают в небольшой сосуд и подносят к лицу. От вдыхания яда происходит вначале раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек лица. Это происходит в первые 10 мин. Возникают жжение в носу и глотке, кашель, покраснение лица и глазных склер. Учащается пульс, расширяются зрачки, нарушается координация движений. Если ингаляция паров продолжается еще 20 мин, наступает состояние оглушения. Подросток перестает правильно ориентироваться во времени и пространстве, у него возникают галлюцинации. Чаще всего они носят устрашающий характер, но именно это им нравится. «Страшно и интересно», − комментируют позже они свое состояние. Галлюцинации продолжаются от 10 мин до получаса, но состояние оглушенности сохраняется значительно дольше. Контроль над поведением нарушен. Подросток может закурить и от остатков бензина получить сильные ожоги лица и дыхательных путей. Иногда такие ожоги заканчиваются летально. Систематическое употребление бензина приводит к отеку легких со всеми вытекающими последствиями этого страшного недуга. Сильные поражения получают мозг, печень и почки.
Растворители на основе ацетона и его производных дают несколько иную картину галлюцинаций. Подросток может «заказать» картинку. Он видит то, что хочет – это приключения, сражения, драки, сцены сексуального насилия. Сцены ярки, содержательны и насыщены событиями. Если в этот момент прервать состояние наркотизации, подросток становится невменяемым и агрессивным. Он может нанести повреждения и себе, и окружающим. Вред от ацетона такой же, разве что легкие страдают в меньшей степени, но печени все равно надолго не хватит.
Следующим по популярности ядом, применяемым подростками, являются производные конопли. Названий у них много, но воздействие на организм одинаковое. Все зависит от содержания в растении алкалоида, воздействующего на организм. У южных сортов конопли его много, а у северных значительно меньше. Наиболее известные названия − марихуана, гашиш, анаша, план. Собирают и высушивают верхние части стебля и листья.
При употреблении анаши полного отключения сознания не происходит. Препарат вызывает галлюцинации и искажает действительность. Автор однажды вынужден был ехать с молодым человеком, который беспрерывно курил папиросы со специфическим запахом и несся по улицам Москвы на скорости более 100 км в час. Я поинтересовался с тревогой, как он может совмещать эти функции. Можно потерять контроль над собой и погибнуть. На это он ответил, смеясь, что контроля он никогда не теряет. Просто, чем больше накуришься, тем более узкой кажется дорога. Я к нему присмотрелся и по красным глазам и нездоровой коже понял, что он наркоман со стажем.
Среди подростков бытует мнение, что анаша способствует сексуальной активности. Это миф, который распространяется продавцами наркотиков. Многие наркотические вещества, в том числе и алкоголь, на первых порах увеличивают или стимулируют сексуальную активность. В первую очередь они снимают психологические запреты (тормоза), но это ненадолго. По мере отравления организма начинает страдать нервная система. В первую очередь развивается бессонница, за ней – неврастения и неврозы. Невротики никогда не отличались сексуальной активностью, наоборот, у них с сексом большие проблемы. У людей, употребляющих тяжелые наркотики, с сексом начинаются проблемы очень скоро, и через некоторое время противоположный пол их и вовсе не интересует.
При выходе из состояния наркотического опьянения у подростков возникает непреодолимое чувство голода: они буквально опустошают холодильник. Поэтому неестественный аппетит ребенка должен сразу насторожить родителей.
Основной способ применения препарата − курение.
Анашу смешивают с табаком и забивают папиросы, которые удобнее сигарет. Делают и самокрутки, «козьи ножки». По своеобразному горению этого изделия его в народе прозвали косяком. Бытует еще один миф, что привыкания к анаше не происходит. Автор много беседовал с наркологами, и все в один голос говорили, что труднее всего вылечить анашистов. Да, анаша не убьет человека за несколько лет, как тяжелые наркотики, но у анашистов со стажем сильно снижаются интеллект и те же сексуальные возможности. Посоветуйте подросткам задуматься вот о чем: сорокалетние наркоманы бывают. Они привыкают к наркотикам чаще всего по причине необходимости, применения сильнодействующих болеутоляющих препаратов, но пятидесятилетних наркоманов уже не бывает, не говоря уже о шестидесятилетних. Сколько лет проживут ваши дети, если хотят «кайфовать»? Обязательно спросите об этом у них.
Самые страшные препараты − это так называемые тяжелые наркотики. В первую очередь к ним относят производные опиума, который получают из сока мака Очищенный опиум получил название героина. В медицинских целях, в качестве обезболивающего средства, используется препарат, получаемый из героина, который называется морфин. Этот препарат строгого учета и применения. Все производные опия вызывают сильный эйфорический эффект. Привыкание наступает катастрофически быстро. Для некоторых людей достаточно одной инъекции, чтобы получить наркотическую зависимость. После эйфории наступает синдром абстиненции, который в народе называют ломкой. Это чрезвычайно мучительное состояние, сопровождающееся сильными болями во всем теле. Снять состояние ломки можно только новым приемом препарата. Всякий раз для появления эйфории требуется все большая и большая доза, потому что организм привыкает к препарату. Наркоман со стажем вводит себе однократно дозу, равную 10 смертельным дозам для обычного человека. Организм от таких доз просто разваливается и однажды не выдерживает очередной лошадиной дозы. Тогда говорят, что человек умер от передозировки. Удерживать дозу стабильной невозможно. Ломка не даст этого сделать. Поэтому финальная часть у всех наркоманов одинаковая − передозировка. Именно поэтому героин у специалистов-наркологов называют «белая смерть». Такой же отравой является и кокаин, но в России его мало, и он очень дорогой.
Для подростков и героин, и тем более кокаин, являются слишком дорогими препаратами, поэтому они используют кустарно приготовленные опийные препараты. Это «ханка» и «бинты», приготовленные из млечного сока мака. Бывают, что и просто настаивают головки мака в горячей воде и пьют. Из-за огромного количества примесей токсический эффект выражен намного сильнее. Кроме того, подростки не могут знать дозу, которую они употребили в том или другом случае. Мне один подросток признался, что однажды они с приятелем наварили маковых головок на рыбалке и напились этого раствора. Потом им объяснили, что они остались живы только потому, что рядом рыбачили мужчины и на своем автомобиле успели доставить их в приемный покой местной больницы. Чаще всего опиумные препараты вводят внутрь в виде инъекций, но могут и курить, жевать, сосать, вдыхать, нюхать. Лишь бы загнать яд в организм. Применение опиатов вызывает миоз – резкое сужение зрачков, поэтому опытные наркоманы носят темные очки.
Во время опьянения наркоманы малоподвижны, умиротворены, испытывают полный душевный и физический комфорт. Их посещают всевозможные фантазии, грезы, сцены исполнения желаний и всякий прочий приятный бред, хотя в этом состоянии сознание не отключено. Не дай бог потревожить наркоманов в этот момент. Тогда они становятся крайне агрессивными. За «сломанный кайф» можно поплатиться серьезными побоями, а то и того хуже. В странах Востока с давних времен существовали опиумные комнаты, в которых наркоманы возлежали на подушках, курили кальян с опиумом и получали удовольствие. Но слово «кайф» пошло не оттуда. Оно куда ближе к нормальным людям. С арабского это понятие переводится как отдых в оазисе после трудного перехода по пустыне. «Кайф» в прямом смысле этого слова куда лучше, но как это объяснить подросткам?
Амфитамины − это еще одни вещества, популярные в молодежной среде. Они способствуют резкому увеличению работоспособности и похудению, разработаны для военного применения, для увеличения стойкости и боеспособности солдат во время ведения боевых действий. Были они и в Советской Армии, но применялись крайне ограниченно. Американскими войсками во время войны во Вьетнаме применялись куда более широко. У молодежи эфедрон называется «мулька», а перветин − «винт». Эти препараты выпускаются в виде круглых таблеток, поэтому у «специалистов» имеется обобщающее название – «колеса». Эти средства не вызывают и не должны вызывать эйфории. Наоборот, их употребление способно вызвать агрессию, гнев, припадки ярости как против себя так и против окружающих. Возможны случаи самоубийств под влиянием этих таблеток. Надо заметить, что у всех наркоманов бывают состояния сильной депрессии, и тогда они способны на самоубийство. За всеми наркоманами и алкоголиками «ходят черти», как говорят в народе.
Главной характеристикой, ради чего употребляют амфитамины, является способность резко активизировать психическую деятельность, снимать усталость и сонливость. Подростки, поддерживая себя препаратом, могут сутками напролет бодрствовать, танцевать, веселиться, заниматься своими делами. Цена за такую активность огромна: расходуются все резервы организма. Подросток может за несколько дней превратиться в изможденного старика. Кроме этого, злоупотребление таким препаратом ведет к деградации мозга. Именно поэтому эти препараты не получили широкого применения в армиях мира.
Еще один сильный психотропный препарат ЛСД − диэтиламид лизергиновой кислоты. Получен из грибов, произрастающих где-то в Америке. С ним длительное время велись опыты для создания боевых отравляющих веществ, временно выводящих из строя. Это так называемое гуманное оружие. Были получены неплохие результаты и некоторые из производных лизергиновой кислоты приняты на вооружение. Применялись ли они в вооруженных конфликтах, автору неизвестно: в широких масштабах нет, а в спецоперациях вполне возможно.
Первыми ЛСД попробовали на себе студенты американских некоторых вузов и обнаружили такие откровения из пространства и времени, что построили на употребление этого препарата целую религию. ЛСД воздействует на психику особым образом. С самого начала он нарушает взаимодействие полушарий мозга, и человек разделяется на два «я», потом то «я», которое отвечает за наше воображение, расплывается на всю вселенную. Появляются ощущения расплывчатости своего тела, распространения его на огромные пространства, отсутствия конкретных форм. Но может возникнуть конфликт двух «я» между собой. Тогда состояние становится мучительным. Воздействие наркотика зависит от индивидуальных особенностей психики конкретного человека. Наркотическое опьянение может продолжаться несколько суток. Выход из него тяжелый: человек ощущает слабость, развитость, потерю работоспособности. Впоследствии недомогания сохраняются от 3 суток до недели. Есть отдельные группы людей, которые после однократного приема ЛСД становятся неизлечимыми шизофрениками. Именно на базе этого препарата велись работы (а возможно, ведутся и сейчас) по подчинению себе человека для работы на себя или на определенные цели. Все это засекречено, информации по этим работам публикуется мало. Поэтому лучший совет держаться от ЛСД подальше, чтобы не закончить свои дни в «дурном доме».
Итак, мы разобрали основные типы наркотиков, которые могут применяться подростками. Теперь перечислим общие признаки наркотизации, которые должны заставить любого родителя обратить внимание на своего сына или дочь.
Прежде всего, это изменение внешнего вида подростка. Кожа или слишком бледная, или, наоборот, покрасневшая, под глазами черные круги, сильная, не свойственная окружающей температуре, потливость, вялость, потеря работоспособности. У систематически употребляющих наркотики подростков возникает парез мелки (мимических) мышц лица, т.е. утрачивается их подвижность, лицо приобретает туповатое выражение.
Настороженность должно вызвать и изменение отношения к себе. Если ребенок вдруг стал очень неряшливым и неаккуратным, это тревожный признак.
Изменяется характер подростка, в течение суток много раз меняется настроение. Подросток то вспыльчив и агрессивен, то, наоборот, подавлен и даже плаксив.
Резко меняется круг друзей. Старые испытанные, школьные друзья уходят на задний план, а их место занимают другие, не заслуживающие уважения личности. У подростка меняются увлечения, чаще он просто бросает свои прежние занятия и пропадает на улице.
Если у вас появилась уверенность, что ваш ребенок попал в химическую или наркотическую зависимость (и алкогольную тоже), вы:
не паникуйте, возможно, вы ошибаетесь;
незаметно для него внимательно понаблюдайте за подростком в течение нескольких дней;
очень тактично и без лишнего шума обсудите поведение вашего ребенка с людьми, которые его тоже наблюдают каждый день и могут тоже заметить изменения его поведения и внешнего вида;
выберите время и место для разговора с вашим чадом;
установите конкретный предмет беседы (что вызывает ваше беспокойство);
не позволяйте ребенку отшучиваться или молчать (это хуже для него);
при любом развитии разговора, как бы горек он ни был, сохраняйте спокойствие и дайте ребенку высказаться;
если ваша уверенность подтвердилась после разговора с подростком, немедленно обратитесь к специалистам (пока без ребенка);
поддержите ребенка, будьте тактичны (истерики только усугубят ситуацию);
разъясните ребенку всю опасность употребления яда;
уговорите его сходить на прием к наркологу;
после лечения изолируйте от людей, которые приучили его к наркотикам.
На этом лекция заканчивается. Классный руководитель благодарит родителей, отвечает на вопросы и заканчивает собрание.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература