logo
27_011

Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)

Цели:

  1. расширить представления родителей об особенностях подросткового возраста;

  2. оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками.

Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовка.

  1. Среди учащихся школьным психологом проводится исследование с использованием методики «Шкала тревожности», целью которого является определение областей действительности, являющихся для школьников основными источниками тревожности (см.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 126).

  2. Готовятся бланки для проведения среди родителей теста «Знаете ли вы подростковую психологию?».

Бланк ответов

Дата ______________ Фамилия, имя, отчество ________________

Год рождения _______________

Должность и место работы ________________________________

Образование ____________________________________________

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ

№ вопроса

7

8

9

10

11

12

Ответ

№ вопроса

13

14

15

16

17

18

Ответ

№ вопроса

19

20

21

22

23

24

Ответ

Оформление, оборудование и инвентарь.

  1. Столы в кабинете расставлены по кругу.

  2. На стенах прикрепляются плакаты с высказываниями о воспитании.

  3. Оформлена выставка книг об особенностях подросткового возраста.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя, который объявляет тему собрания, объясняет ее актуальность, ставит вопросы, которые предстоит решить в процессе совместной работы.

III. Школьный психолог проводит среди родителей тест «Знаете ли вы подростковую психологию», который обрабатывается в ходе собрания классным руководителем и психологом.

Тест для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»

Инструкция:

Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласится или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны − знак «−»; если затрудняетесь дать определенный ответ − знак «?». : Содержание теста

  1. Поверхностность − характерная черта подростков.

  2. По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

  3. Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).

  4. Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

  5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

  6. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

  7. К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

  8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность − характерные черты подросткового периода.

  9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

  10. Дети в большей степени, чем подростки/ склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

  11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

  12. В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

  13. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

  14. «Чувство одиночества» − характерное переживание подросткового возраста.

  15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

  16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

  17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

  18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям и т.д.) − характерная черта подросткового возраста и самооценки.

  19. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

  20. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

  21. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

  22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых

  23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

  24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с тем или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

Обработка полученных данных:

Ключ: 1 +, 2+, 3-, 4 +, 5 -, 6 +, 7 -, 8+, 9-, 10 – , 11 – , 12 -, 13 -, 14+, 15 – , 16 +, 17 -, 18 +, 19 +, 20+, 21 -, 22 +, 23 -, 24 -.

Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком − менее 9 баллов, среднем − 9−15 баллов, высоком − более 15 баллов.

Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.

  1. Школьный психолог выступает с сообщением о психологических особенностях подросткового возраста, а также анализом результатов обследования «Шкала тревожности».

  2. Классный руководитель предлагает родителям распределиться на три команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5-7 минут они готовят для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.

Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения. Сделать это можно по кругу от команды к команде.

V. Школьный психолог знакомит присутствующих с результатами исследования «Знаете ли вы подростковую психологию?», комментирует полученные данные.

VI. Родители работают в группах. В ходе работы они должны внести предложения в решение родительского собрания. Родители также оценивают пользу проведенного собрания. После 5 минут обсуждения представителям команд предоставляется возможность высказаться.

VII. Решение родительского собрания принимается на основе предложений родителей.