logo
27_011

Потребность в душевном и духовном творчестве

Потребность в душевном и духовном творчестве, в творении интересной жизни для ребенка и для себя, в создании нашей нравственной сущности, рождение «человеческого в человеке» делает нашу жизнь интересной, увлекательной. И потребность в таком двуедином творчестве, в развитии и саморазвитии ребенка − это, может быть, и есть самый глубинный и самый неосознаваемый пласт нашей потребности в детях.

Дети − в идеале − это родители наших лучших свойств, творцы, созидатели Человека в нас, родителях. И если мы будем лучше помогать им в этой их роли, это, наверно, улучшит всю нашу жизнь.

Научить работать, научить хотеть работать, формировать такие нравственные качества личности, которые не позволили бы искать «легкую дорогу» или быть иждивенцем общества, − одна из главных задач семьи. Большая роль в ее решении принадлежит ее нравственной атмосфере.

Природа заложила в нас потребность трудиться, как и потребность жить, есть, дышать; дала нам совершеннейший инструмент − руки. Подростку физический труд необходим еще больше. Без него детский организм не может нормально расти и развиваться. А что труд − великий воспитатель − это истина давняя, доказывать ее не надо.

Как известно, большинство привычек воспитывается с детства. Есть привычки, для закрепления которых достаточно многократного повторения или терпеливых напоминаний. Так дома без больших усилий родители приучают детей стелить кровать, умываться, чистить ботинки − и это на всю жизнь. Выработать у них привычку делать хорошо все, что бы ни делали, куда сложней.

А вот советы: «Работа не волк – в лес не убежит», «А что тебе-то − больше всех нужно?», «Не лезь вперед − на чужую спину все навалить рады» уже к шестнадцать годам формируют обывателя. Его ничто не интересует, не волнует, не радует, не возмущает. Любимые его слова: «Э-э, муть!», «Ерунда!», «А мне-то что?» У него вялая душа, ленивые руки и ум хитреца: молодой человек мгновенно соображает, что ему выгодно, и отлично устраивает свои дела.

Мы не имеем права уходить от острых, трудных вопросов, обходить теневые стороны жизни. Надо объяснять детям: почему? Радоваться с ними хорошему, вместе возмущаться дурным.

Вы когда-нибудь спрашивали своего ребенка, что он любит больше всего на свете? Да, он любит все, что необходимо для того, чтобы быть счастливым (жизнь, родителей и т.д.).

Любовь и привязанность к своим родителям, как и потребность быть любимым, естественны для ребенка, ведь родители – самые близкие, самые родные люди. И даже если отношение родителей к малышу небезупречно, ребенок все равно любит своих родителей и прощает им непонимание, грубость, раздражительность, незаслуженные упреки.

Дети любят и обычные детские занятия (играть, гулять, смотреть телевизор, приятно проводить время). «Мне нравится играть в игрушки какие-нибудь. У меня есть «Тетрис», я в него очень часто играю, у нас есть такой маленький компьютерик, там всякие кнопочки нажимаешь и всякие детальки падают».

Им нравится трудиться (помогать маме, бабушке) – стирать, чистить картошку в картофелечистке.

Дети любят совершать подвиги. «Один раз я был в садике и мечтал, – пишет Костя, – что на Марью Ивановну захочет кто-нибудь напасть, а я набросился бы на преступника сзади и прибил бы его».

Еще дети любят математику, рисование, учиться, играть, считать на небе звезды. А что за детство без радости, отдыха и баловства (люблю кричать, беситься, есть конфеты, строить крепости, а потом их разрушать, прыгать и бегать).

О любви детей к природе и животным говорят их ответы (природу люблю, горы; попугайчики нравятся, рыбки; цветы люблю – тюльпаны и розы; лес люблю).

Дети имеют представление о том, почему родители стараются их при первой возможности увести из города: «Это потому, что в городе несвежий воздух, а здесь (на даче) свежий, потому что у нас нет моря, есть река, но она слишком грязная, в ней нельзя купаться». Некоторые дети, считают, что лучше жить в деревне: там свежий воздух, можно купаться. Они переживают, что в городе грязно, мало зелени, грязная река. Природу надо охранять.