2.10. Очень состоятельная семья
Дети в такой семье растут под недреманным оком охранников, прислуги, в роскоши и полной оторванности от мира. Психологи бьют тревогу: эти дети лишены возможности развивать жизненные навыки за пределами охраняемого мира. «Есть тюрьмы, где вас бьют и плохо кормят, но есть и роскошные тюрьмы, где вы становитесь глупым, а ваша самооценка – неадекватной. Жизнь «за забором» порождает ограниченного человека, убивая личность детей», – считают специалисты. Многим из этих детей очень скоро предстоит прийти в большую экономику, а значит, и в политику страны, в которой жить всем нам.
А сегодня у них есть все. Детская, полная игр и игрушек, одежда на любой случай, деликатесы на завтрак, обед, полдник и ужин. С первых дней жизни они окружены заботливыми нянями, гувернантками и гувернерами, на каждый их чих прилетает доктор, они путешествуют по всему миру и загорают на лучших пляжах самых модных курортов. Учатся в специальных школах, затем − в европейских колледжах...
Какие же они − дочери и сыновья российской элиты, отгородившейся от нас высокими заборами? С чем они явятся к нам, «простым смертным», жизнь которых очень скоро будет во многом зависеть от них?
Обобщенный психологический портрет «нового русского ребенка» дает президент Международной академии генной психологии Дмитрий Калинский.
Им присущи комплексы, взаимонепонимание с родителями, стремление самоутвердиться… Дети как дети, причем большинство из них не только хорошо образованы, но и очень креативны. Они не знают ограничений: это не всегда лучшим образом сказывается на характере, зато освобождает, раскрепощает интеллект и фантазию.
Истинная проблема этих детей даже не в том, что они существуют в замкнутом мирке, живущем по особым законам, а в том, какое место они занимают в родительских семьях.
Конечно, есть среди «новых русских», среди финансовой и политической элиты люди достойные всяческого восхищения. Они не только многого достигли в жизни, но и сохранили гармоничную систему ценностей, так что детей воспитывают с пониманием и любовью. Вот таким ребятам действительно можно позавидовать: они полностью «экипированы» для успешной жизни – как материально, так и психологически. Но подобных семей, к сожалению, немного: процентов двадцать. В остальных ситуациях куда хуже…
Быть можно бедным или богатым, но при этом успешным. Человек успешный – креативен, внутренне свободен, уверен в себе и в своем будущем, самодостаточен. У человека богатого внутренняя самооценка напрямую зависит от цифры, в которой выражается его доход, а потому он отягощен миллионами комплексов, страхов, негативных установок. И детям таких родителей приходится туго: от них ждут послушания.
Личность ребенка, его внутренние трудности мало интересуют родителей, эти ребята, как правило, и появляются-то на свет только потому, что в браке положено иметь детей. Должен быть ребенок – пожалуйста, вот он. А дальше он попадает на попечение воспитателей, маме с папой до него нет дела. Как правило, отец занимается бизнесом, мать живет светской жизнью, бывает и наоборот – не суть важно… Собственно, и семьи как таковой нет: есть декорация счастливого брака, и каждый «за забором» озабочен тем, чтобы декорация оказалась ярче, красивее, чем у соседей.
Ребенок предоставлен сам себе, во всем, что касается материальной стороны, он не знает отказа, но ощущает себя совершенно лишним в доме. И, разумеется, обрастает комплексами. До какого-то возраста он пытается достучаться до родителей, потом вступает с ними в войну, мстит за равнодушие. Именно тут, после тринадцати – четырнадцати, и начинается алкоголь, наркотики, азартные игры – благо, денег сколько угодно.
Еще более тяжелый случай – семьи, в которых детей рассматривают как разменную монету. Скажем, с наступлением брачного возраста выдают замуж или женят в интересах бизнеса, чтобы объединить капиталы двух семейств.
В общем, в жизнь эти ребята вступают с искореженной душой, с исковерканными представлениями о системе ценностей, с серьезным багажом обид на мир – и при этом они обладают практически неограниченными возможностями выместить свои обиды на окружающих…
В домашнем воспитании никак нельзя дать «той общежительности, той развязанности и ловкости, которая приобретается не иначе, как обращением с людьми с ребячества и трением страстей, желаний и мыслей». Молодой человек, получивший публичное воспитание, скорее знакомится с людьми, приспосабливается к делам, в отличии от того, кто в течении двух-трех лет постоянно занимался с одним учителем и, следовательно, ознакомился с одним образом мыслей, привык к «одному роду вкусов, принял один оборотов чувств и движений». Молодые люди, воспитанные в такой обстановке, «обыкновенно долго, а часто и на всю жизнь остаются застенчивы, связаны, и, зная иногда много, не умеют употребить своего знания ни в пользу себе, ни к выгоде других».
Но, к сожалению, и в семьях со средним достатком успешных людей все те же двадцать процентов. Другой вопрос, что вместо богатства здесь больше распространена бедность, но это, как вы понимаете, стороны одной медали. Как раз именно благодаря этим двум психологическим установкам – на бедность и на богатство, а не на самодостаточность и внутреннюю независимость – и возник тот самый забор, разделяющий общество на неравны части, забор, порождающий взаимный страх и ненависть. Так что решить наши проблемы, по мнению Д. Калинского, можно только одним способом: избавляясь от психологических установок, неразрывно связанных с деньгами, то есть – воспитывая в себе успешного человека.
«Эффективный человек» вполне обычный, не принадлежащий к избранному кругу «новых норвежцев» малыш, достигший шести − семилетнего возраста, как правило, уже объездил полмира, побывал на Эйфелевой башне, отведал суши, посетил Диснейленд, покатался на яхте, освоил горные и водные лыжи. При этом он не стал ни снобом, ни зазнайкой − он добр, отзывчив, чуток. В общении с родителями − на равных, с братьями и сестрами − ровен и дружелюбен, с учителями − спокоен и понятлив, в среде одноклассников не стремится к лидерству и никогда не опустится до положения аутсайдера. Таков портрет среднестатистического норвежского ребенка, который от рождения находится в гармонии с окружающим миром.
Способствует тому уклад жизни в Норвегии, где в отношении к ребенку соблюдены важнейшие гуманистические законы. Какие же?
Попав в Норвегию, наши женщины не устают умиляться при виде мужчин, с блаженной улыбкой катящих коляски с младенцами. В этой стране воспитание ребенка начинается с отца, который своему чаду − не строгий судья, а первый воспитатель, наставник, действующий исключительно добрым словом! Порка ремнем − почетная обязанность русских папаш, стремящихся вложить «науку жизни» в терпеливые и многострадальные попки подрастающего поколения, − в Норвегии карается законом. Даже окрик чреват неприятностями: здесь каждый ребенок имеет право прийти в органы социальной защиты и пожаловаться на родителя, попирающего его человеческое достоинство. Именно уважение к личности, трепетное отношение к душевному и физическому здоровью сберегают изначальные жизненные ресурсы, заложенные в ребенке природой. Он формируется и растет спокойным, счастливым, с нерастраченным запасом сил. В результате формируется тип личности, который психологи именуют «эффективным человеком». Такой не боится промахов, ибо они ему неведомы. Не боится быть битым, ибо не знает, что это такое.
Однако многие психологи считают, что выросшие в тепличных условиях дети не способны противостоять миру с его жестокостью и насилием. А родители стремятся пристроить своего ребенка в лучшую, элитную школу. Как решается эта проблема на Западе. В Норвегии, например, каждый ребенок посещает школу вблизи своего дома, и школа эта ничем не лучше и не хуже других таких же. Без вариантов! Не складываются отношения с учителями или сверстниками? Подобное в Норвегии просто невозможно − складываются в ста процентах случаев. Да и где они, поводы для конфликтов? Домашние задания − не чаще одного-двух раз в неделю, оценки − только с восьмого класса, дабы не травмировать психику детей и родителей. Получается, мы имеем дело с некоей «нивелированной» личностью, которая может существовать только в условиях, ее сформировавших. «Эти неженки по большому счету беспомощны перед правдой жизни», − говорят скептики.
Но в уроке, преподнесенном маленькой Норвегией большому миру, нам важно другое: человека не может испортить ни душевный комфорт, ни потакание его желаниям, ни стремление избавить его от лишних стрессов. Потому что, когда всем хорошо и все живут в достатке, падает самый страшный забор − стена отчуждения, рождающая и комплексы, и зависть, и злобу. Нет «забора» внутри человека − не нужен он и снаружи. Как нет смысла строить свою отдельно взятую Норвегию за собственным забором. Потому что это, как отмечает Е. Констанца, будет всего лишь жалкий уровень «социальной защищенности», не имеющий ничего общего с «индексом развития человека».
Сами по себе исключительные материальные и социальные условия жизни ребенка в воспитательном отношении имеют как позитивные, так и негативные следствия. Наряду с этим, спонтанное воспитание в обеспеченной семье должно быть обязательно дополнено профессионально направленным воздействием.
Классные руководители на вопрос, «На какие категории вы разделили бы семьи ваших учеников?», ответили следующим образом: разделили семьи на полные и неполные 47%; авторитарные, либеральные и демократичные 52%; обеспеченные и малообеспеченные 42%; семьи с детьми, но не «для детей» 42%; благополучные и неблагополучные 42%; образовательный уровень семьи 26%; активные и пассивные 47%; взаимоотношения в семье 68%; клиенты (всегда правы) 10%; пациенты (постоянные жалобы) 10%. Среди семей девизом которых является «Все в ней гармония», классные руководители уточнили, что таких семей очень мало (5%), от 1 до 3 – 21%, от 4 до 7 – 47%, от 8 и более – 10%, ни одной – 5%, затруднились ответить 10%.
Большинство детей младшего возраста возвращаются в свой дом с радостью 81% (так как любят семью, хотят отдохнуть, соскучились, получил хорошую оценку, любит находиться дома), и не только. 19% детей идут домой неохотно, с тревогой, опаской; ребята среднего возраста идут с радостью 74% (так как любят родных, хотят рассказать новости, поделиться оценками, сделать уроки и отдохнуть), 25% с неохотой (так как любят учиться, любят школу и хотят там остаться), 1% детей возвращается быстрее (так как хотят сделать уроки и идти гулять); 71% ребят старшего возраста возвращается домой с радостью; 28% с тревогой (так как бояться что что-то сделали не так).
Из ответов детей видны новые устойчивые черты образа жизни современной семьи: поездки на дачу, поездки за границу. Анализ ответов (все ответы даются по мере убывания) дает возможность сделать ряд наблюдений: ценности детей – это ласка (ласка матери, нежное прикосновение матери), свобода, подвиги, мир, добро, семья, первая любовь. Дети любят сказки 37%, праздники 33%, мечты 16%, шутки 12%, подарки 10%. Чувства, которые чаще всего переживают дети: счастье, радость, беззаботность, фантазии, разочарования, любовь, доброта, красота, интерес к жизни.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература