logo
27_011

2.10. Очень состоятельная семья

Дети в такой семье растут под недреманным оком охранников, прислуги, в роскоши и полной оторванности от мира. Психологи бьют тревогу: эти дети лишены возможности развивать жизненные навыки за пределами охраняемого мира. «Есть тюрьмы, где вас бьют и плохо кормят, но есть и роскошные тюрьмы, где вы становитесь глупым, а ваша самооценка – неадекватной. Жизнь «за забором» порождает ограниченного человека, убивая личность детей», – считают специалисты. Многим из этих детей очень скоро предстоит прийти в большую экономику, а значит, и в политику страны, в которой жить всем нам.

А сегодня у них есть все. Детская, полная игр и игрушек, одежда на любой случай, деликатесы на завтрак, обед, полдник и ужин. С первых дней жизни они окружены заботливыми нянями, гувернантками и гувернерами, на каждый их чих прилетает доктор, они путешествуют по всему миру и загорают на лучших пляжах самых модных курортов. Учатся в специальных школах, затем − в европейских колледжах...

Какие же они − дочери и сыновья российской элиты, отгородившейся от нас высокими заборами? С чем они явятся к нам, «простым смертным», жизнь которых очень скоро будет во многом зависеть от них?

Обобщенный психологический портрет «нового русского ребенка» дает президент Международной академии генной психологии Дмитрий Калинский.

Им присущи комплексы, взаимонепонимание с родителями, стремление самоутвердиться… Дети как дети, причем большинство из них не только хорошо образованы, но и очень креативны. Они не знают ограничений: это не всегда лучшим образом сказывается на характере, зато освобождает, раскрепощает интеллект и фантазию.

Истинная проблема этих детей даже не в том, что они существуют в замкнутом мирке, живущем по особым законам, а в том, какое место они занимают в родительских семьях.

Конечно, есть среди «новых русских», среди финансовой и политической элиты люди достойные всяческого восхищения. Они не только многого достигли в жизни, но и сохранили гармоничную систему ценностей, так что детей воспитывают с пониманием и любовью. Вот таким ребятам действительно можно позавидовать: они полностью «экипированы» для успешной жизни – как материально, так и психологически. Но подобных семей, к сожалению, немного: процентов двадцать. В остальных ситуациях куда хуже…

Быть можно бедным или богатым, но при этом успешным. Человек успешный – креативен, внутренне свободен, уверен в себе и в своем будущем, самодостаточен. У человека богатого внутренняя самооценка напрямую зависит от цифры, в которой выражается его доход, а потому он отягощен миллионами комплексов, страхов, негативных установок. И детям таких родителей приходится туго: от них ждут послушания.

Личность ребенка, его внутренние трудности мало интересуют родителей, эти ребята, как правило, и появляются-то на свет только потому, что в браке положено иметь детей. Должен быть ребенок – пожалуйста, вот он. А дальше он попадает на попечение воспитателей, маме с папой до него нет дела. Как правило, отец занимается бизнесом, мать живет светской жизнью, бывает и наоборот – не суть важно… Собственно, и семьи как таковой нет: есть декорация счастливого брака, и каждый «за забором» озабочен тем, чтобы декорация оказалась ярче, красивее, чем у соседей.

Ребенок предоставлен сам себе, во всем, что касается материальной стороны, он не знает отказа, но ощущает себя совершенно лишним в доме. И, разумеется, обрастает комплексами. До какого-то возраста он пытается достучаться до родителей, потом вступает с ними в войну, мстит за равнодушие. Именно тут, после тринадцати – четырнадцати, и начинается алкоголь, наркотики, азартные игры – благо, денег сколько угодно.

Еще более тяжелый случай – семьи, в которых детей рассматривают как разменную монету. Скажем, с наступлением брачного возраста выдают замуж или женят в интересах бизнеса, чтобы объединить капиталы двух семейств.

В общем, в жизнь эти ребята вступают с искореженной душой, с исковерканными представлениями о системе ценностей, с серьезным багажом обид на мир – и при этом они обладают практически неограниченными возможностями выместить свои обиды на окружающих…

В домашнем воспитании никак нельзя дать «той общежительности, той развязанности и ловкости, которая приобретается не иначе, как обращением с людьми с ребячества и трением страстей, желаний и мыслей». Молодой человек, получивший публичное воспитание, скорее знакомится с людьми, приспосабливается к делам, в отличии от того, кто в течении двух-трех лет постоянно занимался с одним учителем и, следовательно, ознакомился с одним образом мыслей, привык к «одному роду вкусов, принял один оборотов чувств и движений». Молодые люди, воспитанные в такой обстановке, «обыкновенно долго, а часто и на всю жизнь остаются застенчивы, связаны, и, зная иногда много, не умеют употребить своего знания ни в пользу себе, ни к выгоде других».

Но, к сожалению, и в семьях со средним достатком успешных людей все те же двадцать процентов. Другой вопрос, что вместо богатства здесь больше распространена бедность, но это, как вы понимаете, стороны одной медали. Как раз именно благодаря этим двум психологическим установкам – на бедность и на богатство, а не на самодостаточность и внутреннюю независимость – и возник тот самый забор, разделяющий общество на неравны части, забор, порождающий взаимный страх и ненависть. Так что решить наши проблемы, по мнению Д. Калинского, можно только одним способом: избавляясь от психологических установок, неразрывно связанных с деньгами, то есть – воспитывая в себе успешного человека.

«Эффективный человек» вполне обычный, не принадлежащий к избранному кругу «новых норвежцев» малыш, достигший шести − семилетнего возраста, как правило, уже объездил полмира, побывал на Эйфелевой башне, отведал суши, посетил Диснейленд, покатался на яхте, освоил горные и водные лыжи. При этом он не стал ни снобом, ни зазнайкой − он добр, отзывчив, чуток. В общении с родителями − на равных, с братьями и сестрами − ровен и дружелюбен, с учителями − спокоен и понятлив, в среде одноклассников не стремится к лидерству и никогда не опустится до положения аутсайдера. Таков портрет среднестатистического норвежского ребенка, который от рождения находится в гармонии с окружающим миром.

Способствует тому уклад жизни в Норвегии, где в отношении к ребенку соблюдены важнейшие гуманистические законы. Какие же?

Попав в Норвегию, наши женщины не устают умиляться при виде мужчин, с блаженной улыбкой катящих коляски с младенцами. В этой стране воспитание ребенка начинается с отца, который своему чаду − не строгий судья, а первый воспитатель, наставник, действующий исключительно добрым словом! Порка ремнем − почетная обязанность русских папаш, стремящихся вложить «науку жизни» в терпеливые и многострадальные попки подрастающего поколения, − в Норвегии карается законом. Даже окрик чреват неприятностями: здесь каждый ребенок имеет право прийти в органы социальной защиты и пожаловаться на родителя, попирающего его человеческое достоинство. Именно уважение к личности, трепетное отношение к душевному и физическому здоровью сберегают изначальные жизненные ресурсы, заложенные в ребенке природой. Он формируется и растет спокойным, счастливым, с нерастраченным запасом сил. В результате формируется тип личности, который психологи именуют «эффективным человеком». Такой не боится промахов, ибо они ему неведомы. Не боится быть битым, ибо не знает, что это такое.

Однако многие психологи считают, что выросшие в тепличных условиях дети не способны противостоять миру с его жестокостью и насилием. А родители стремятся пристроить своего ребенка в лучшую, элитную школу. Как решается эта проблема на Западе. В Норвегии, например, каждый ребенок посещает школу вблизи своего дома, и школа эта ничем не лучше и не хуже других таких же. Без вариантов! Не складываются отношения с учителями или сверстниками? Подобное в Норвегии просто невозможно − складываются в ста процентах случаев. Да и где они, поводы для конфликтов? Домашние задания − не чаще одного-двух раз в неделю, оценки − только с восьмого класса, дабы не травмировать психику детей и родителей. Получается, мы имеем дело с некоей «нивелированной» личностью, которая может существовать только в условиях, ее сформировавших. «Эти неженки по большому счету беспомощны перед правдой жизни», − говорят скептики.

Но в уроке, преподнесенном маленькой Норвегией большому миру, нам важно другое: человека не может испортить ни душевный комфорт, ни потакание его желаниям, ни стремление избавить его от лишних стрессов. Потому что, когда всем хорошо и все живут в достатке, падает самый страшный забор − стена отчуждения, рождающая и комплексы, и зависть, и злобу. Нет «забора» внутри человека − не нужен он и снаружи. Как нет смысла строить свою отдельно взятую Норвегию за собственным забором. Потому что это, как отмечает Е. Констанца, будет всего лишь жалкий уровень «социальной защищенности», не имеющий ничего общего с «индексом развития человека».

Сами по себе исключительные материальные и социальные условия жизни ребенка в воспитательном отношении имеют как позитивные, так и негативные следствия. Наряду с этим, спонтанное воспитание в обеспеченной семье должно быть обязательно дополнено профессионально направленным воздействием.

Классные руководители на вопрос, «На какие категории вы разделили бы семьи ваших учеников?», ответили следующим образом: разделили семьи на полные и неполные 47%; авторитарные, либеральные и демократичные 52%; обеспеченные и малообеспеченные 42%; семьи с детьми, но не «для детей» 42%; благополучные и неблагополучные 42%; образовательный уровень семьи 26%; активные и пассивные 47%; взаимоотношения в семье 68%; клиенты (всегда правы) 10%; пациенты (постоянные жалобы) 10%. Среди семей девизом которых является «Все в ней гармония», классные руководители уточнили, что таких семей очень мало (5%), от 1 до 3 – 21%, от 4 до 7 – 47%, от 8 и более – 10%, ни одной – 5%, затруднились ответить 10%.

Большинство детей младшего возраста возвращаются в свой дом с радостью 81% (так как любят семью, хотят отдохнуть, соскучились, получил хорошую оценку, любит находиться дома), и не только. 19% детей идут домой неохотно, с тревогой, опаской; ребята среднего возраста идут с радостью 74% (так как любят родных, хотят рассказать новости, поделиться оценками, сделать уроки и отдохнуть), 25% с неохотой (так как любят учиться, любят школу и хотят там остаться), 1% детей возвращается быстрее (так как хотят сделать уроки и идти гулять); 71% ребят старшего возраста возвращается домой с радостью; 28% с тревогой (так как бояться что что-то сделали не так).

Из ответов детей видны новые устойчивые черты образа жизни современной семьи: поездки на дачу, поездки за границу. Анализ ответов (все ответы даются по мере убывания) дает возможность сделать ряд наблюдений: ценности детей – это ласка (ласка матери, нежное прикосновение матери), свобода, подвиги, мир, добро, семья, первая любовь. Дети любят сказки 37%, праздники 33%, мечты 16%, шутки 12%, подарки 10%. Чувства, которые чаще всего переживают дети: счастье, радость, беззаботность, фантазии, разочарования, любовь, доброта, красота, интерес к жизни.