logo
27_011

2.5. Семья с единственным ребенком

Семья с единственным ребенком в состоянии обеспечить материальную сторону воспитания и развития ребенка практически на любом уровне. Это, соответственно, сказывается на особенностях взаимоотношений детей с родителями. В данном случае, предоставление ребенку максимума материальных возможностей для развития и жизни может не давать однозначно положительных результатов в плане нравственного воспитания (в частности, в проявлении уважения по отношению к окружающим людям, к родителям).

Прослеживается факт социального неравенства ребенка (вследствие обеспеченности). В связи с этим, неизбежны его конфликты с детьми и взрослыми из других социальных слоев общества. Безусловно, это не может не сказаться на отношении ребенка к окружающим людям и к своим родителям.

Введение в семью педагога-профессионала (то есть, приглашение специально подготовленного воспитателя-гувернера). Это также важный фактор, который может повлиять на развитие, качество детско-родительских отношений и способствовать тому, будут ли они уважительными.

Повышенный интерес к ребенку из обеспеченной семьи лиц, относящихся к преступному миру − это также может существенно влиять на качество детско-родительских отношений.

Микроклимат в такой семье в меньшей мере способствует достижению человеческого счастья, чем в многодетных семьях. Единственный ребенок, вырастая в тепличных условиях, значительно чаще, чем дети в многодетной семье, вырастает капризным, обидчивым, не умеющим трудиться, доводить начатое дело до конца, не ценящим достоинство других. В результате чрезмерной снисходительности, которой его окружают, он сталкивается с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда оказывается за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей ожидает внимания, к какому привык в доме родителей. Такому ребенку не приходится делить с братьями или сестрами родительскую любовь и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в детском коллективе. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье.

2.6. Многодетная семья

Сама жизнь многодетной семьи сплачивает всех ее членов в дружный коллектив, развивает любовь к братьям и сестрам. И этой любви дети учатся прежде всего у своих родителей. Однако воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей – свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам.