logo
27_011

2.16. Уроки ответственности

Уроки мамы – это уроки ответственности. Они учат видеть, как твои поступки действуют на окружающих. Способен ли ты считаться с мнением других, находить с ними общий язык и уступать.

Готов ли ты быть ответственным за свою собственную жизнь, судьбу своих близких, друзей, знакомых, которая перерастает в ответственность за свой народ, страну, Землю, на которой мы живем.

Понятие «ответственность» относится к узловым этическим понятиям и тесным образом связано с такими понятиями, как «свобода», «выбор», «оценка», «самооценка», «совесть», «вменяемость», «вина», «достоинство», «заслуга», «награда», «воздаяние», «поощрение» и т.п. Однако, не каждая ситуация ответственности связана с негативными переживаниями, а стало быть и с желанием уклониться от ответа, избежать необходимости принимать тяжкое решение, нести наказание. Можно утверждать, что в ответственности встречаются общественная необходимость и внутренняя потребность личности.

В.А. Сухомлинский обосновывает категорию ответственности как долженствование. И основную задачу учителя видит в том, чтобы каждый его воспитанник ещё в детстве приобрел опыт ответственности в общении с другими. То есть на первый план он выдвигает антропоцентрическое содержание категории. Через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию дети усваивают нормы нравственности. Такую возможность представляют ситуации ответственности.

В структуре механизма ответственности мы выделяем три элемента: субъект, предмет, инстанция ответственности. Субъект – это тот, кто отвечает; предмет – то, за что отвечают, а инстанция – то, перед кем отвечают. Итак, субъект: ответственность бывает индивидуальной и групповой. Групповая, коллективная ответственность возникает лишь там, где есть групповая, коллективная деятельность. То есть субъект ответственности – это автор значимого события или, по крайней мере, по чьей, как считают, воле, чьими стараниями событие произошло.

Предмет ответственности. Помните, в каком настроении иной раз приходили ваши родители с родительского собрания – или исполненные гордости, или смущенные от стыда. То есть родители переживают ситуацию ответственности за то, как себя проявляют их дети. Столь же очевидна ответственность учителей за своих учеников. Следовательно, предмет ответственности охватывает не только собственные действия субъекта или то, что он (субъект) делает «в соавторстве», но и то, что делают или делали все, к кому он хоть как-то причастен. Однако, мера ответственности будет различна в зависимости от того, идет ли речь о самостоятельных действиях, о соучастии или же просто об оценке состоявшегося факта.

Доброту В.А. Сухомлинский называет чувством ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником, утверждает он, имеет прежде всего тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего питомца. Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши.

Атмосфера правдивости и откровенности, создающаяся в семье и школе благодаря высокой эмоциональной культуре и воспитанности родителей и педагога, формирует у воспитанников убеждение в том, что они единомышленники. Воспитание лишь тогда является подлинной передачей нравственных ценностей от старшего поколения к младшему, когда воспитатель и его питомцы чувствуют радость трудового содружества.

Инстанцию ответственности, структурного компонента ответственного механизма, мы рассматриваем как источник требований, оценок и санкций. И здесь надо сразу же оговориться: далеко не всякий источник требований, внешних оценок, далеко не каждый советчик или критик нам представляются достойными такой высокой роли. «Мало ли кто высказывает свои суждения по поводу нашей персоны! Мало ли кто будет нам говорить, как надо жить или действовать в конкретном случае! Даже малые дети уже достаточно избирательны в отношении к внешним требованиям, оценкам, санкциям. Взрослый человек тем более избирает инстанцию. Точнее – избирает инстанции, выстраивает ансамбль инстанций. Ведь ожидания, которые связывают с нашим поведением окружающие, зачастую трудно сопоставимы друг с другом, нередко инстанции оценивают нас по разным шкалам и требуют от нас едва ли не прямо противоположных действий. Потому в приведенную выше формулировку инстанций следует добавить: источник требований, оценок и санкций, которые субъект принимает как справедливые» [1, с. 29].

Ответственность обеспечивают информированность (спрашивать с какого бы то ни было субъекта ответственности можно только в той степени, в какой он проинформирован о наших ожиданиях); уважение (человек будет стараться выполнять свои обязанности, не подвести нас лишь в том случае, если он уважительно относится к нам, к себе и делу, которым занимается); вооруженность (при всем старании и уважении надо, чтобы субъект был в состоянии выполнить свою задачу).

«Если вам удалось достичь того, что ребенку наедине с собой стало стыдно, стыдно самому перед собой за свой предосудительный поступок, если ребенок жаждет стать лучше, чем он есть, если в его сознании не только живет, но и становится личным убеждением представление о том, что лучше и что хуже, это означает, что вы видите результаты своей воспитательной работы» [3, с. 267-528].

Показателем результативности, по Сухомлинскому, выступают добрые, благородные поступки ребенка. Ты живешь среди людей, − обращается он к своим воспитанникам. – Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Поступок нередко отождествляется с понятием «действие». Но оно лишь звено в сложном механизме нравственного поступка. Поступок же слагается из ряда элементов. В его основе лежит побуждение как эмоционально-волевой импульс (устремление), направляющий действия ученика, реакция на определенные явления действительности. Побуждение представляет собой эмоционально-психологическую форму проявления мотива и намерения.

Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, которое подлежит моральной оценке. Мы говорим «некрасивый поступок», благородный поступок», «смелый поступок» и т.д., но никогда не говорим: «Ученик совершил поступок», так как неизвестна ценность этого поступка. То есть, поступок – это сложный по своему характеру и структуре элемент морали, в котором объединились акты нравственного сознания (мотив, намерение, выбор решения, решение), нравственной деятельности (собственно действие) и нравственных отношений (оценка действия), то есть отношение к нему ученика.

В основе побуждения лежат определенные интересы ребенка, диктующие ему те или иные цели. Интересы социально детерминированы, они диктуются определенными потребностями. Цель, к которой стремится ребенок, всегда мотивирована. Этот элемент нравственного поступка позволяет нам говорить о возможности ученика свободно выбирать между добром и злом, что и дает основание для оценки совершенного действия.

Выделим правила, вытекающие из принципа нравственной ответственности, сформулированные В.А. Сухомлинским и являющиеся педагогическим ориентиром в обновляющемся содержании образования современной школы и семьи:

Ответственность может быть позитивной и негативной. То есть она может быть соотнесена с положительными заслугами, пользой, за нею могут стоять такие переживания, как гордость, благодарность, восхищение. Другие же случаи связаны с чьей-то беспечностью, виной, злым умыслом. И воспринимаются они со стороны с осуждением, в то время как ребенок, совершивший подобные поступки, испытывает обычно чувства стыда, неуютности, нередко пытается каким-то образом оправдаться в глазах окружающих и в своих собственных.

Нередко при этом забывается, что быть ответственным «значит «быть» способным отвечать», готовым признать «Я осознаю, что я это сделал», «Я несу ответственность за свой выбор».

Как важно, чтобы чувство ответственности ребенка было наполнено важным для него ощущением, отношением к своим действиям, мыслям и чувствам (вина, страх, тревога, гордость). Нравственной нормой для него стал не вопрос «Я должен быть ответственным?», а убеждение «Я должен быть ответственным!».

Мамины уроки – открывают ребенку дорогу жизнедеятельности.

О каких еще материнских уроках мы не упомянули? Да не перечесть! И о том, что рождает в детском сердце чувство прекрасного... И о часах единения с тем, «что живет и растет»...

В своем нравственном развитии человек становится таким, какова у него мать…, – писал В.А. Сухомлинский.

Я бы сказала, что хорошо организованные мамины уроки − это кусочек настоящей жизни, в которой ребенок использует и совершенствует свои знания.