2.16. Уроки ответственности
Уроки мамы – это уроки ответственности. Они учат видеть, как твои поступки действуют на окружающих. Способен ли ты считаться с мнением других, находить с ними общий язык и уступать.
Готов ли ты быть ответственным за свою собственную жизнь, судьбу своих близких, друзей, знакомых, которая перерастает в ответственность за свой народ, страну, Землю, на которой мы живем.
Понятие «ответственность» относится к узловым этическим понятиям и тесным образом связано с такими понятиями, как «свобода», «выбор», «оценка», «самооценка», «совесть», «вменяемость», «вина», «достоинство», «заслуга», «награда», «воздаяние», «поощрение» и т.п. Однако, не каждая ситуация ответственности связана с негативными переживаниями, а стало быть и с желанием уклониться от ответа, избежать необходимости принимать тяжкое решение, нести наказание. Можно утверждать, что в ответственности встречаются общественная необходимость и внутренняя потребность личности.
В.А. Сухомлинский обосновывает категорию ответственности как долженствование. И основную задачу учителя видит в том, чтобы каждый его воспитанник ещё в детстве приобрел опыт ответственности в общении с другими. То есть на первый план он выдвигает антропоцентрическое содержание категории. Через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию дети усваивают нормы нравственности. Такую возможность представляют ситуации ответственности.
В структуре механизма ответственности мы выделяем три элемента: субъект, предмет, инстанция ответственности. Субъект – это тот, кто отвечает; предмет – то, за что отвечают, а инстанция – то, перед кем отвечают. Итак, субъект: ответственность бывает индивидуальной и групповой. Групповая, коллективная ответственность возникает лишь там, где есть групповая, коллективная деятельность. То есть субъект ответственности – это автор значимого события или, по крайней мере, по чьей, как считают, воле, чьими стараниями событие произошло.
Предмет ответственности. Помните, в каком настроении иной раз приходили ваши родители с родительского собрания – или исполненные гордости, или смущенные от стыда. То есть родители переживают ситуацию ответственности за то, как себя проявляют их дети. Столь же очевидна ответственность учителей за своих учеников. Следовательно, предмет ответственности охватывает не только собственные действия субъекта или то, что он (субъект) делает «в соавторстве», но и то, что делают или делали все, к кому он хоть как-то причастен. Однако, мера ответственности будет различна в зависимости от того, идет ли речь о самостоятельных действиях, о соучастии или же просто об оценке состоявшегося факта.
Доброту В.А. Сухомлинский называет чувством ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником, утверждает он, имеет прежде всего тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего питомца. Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши.
Атмосфера правдивости и откровенности, создающаяся в семье и школе благодаря высокой эмоциональной культуре и воспитанности родителей и педагога, формирует у воспитанников убеждение в том, что они единомышленники. Воспитание лишь тогда является подлинной передачей нравственных ценностей от старшего поколения к младшему, когда воспитатель и его питомцы чувствуют радость трудового содружества.
Инстанцию ответственности, структурного компонента ответственного механизма, мы рассматриваем как источник требований, оценок и санкций. И здесь надо сразу же оговориться: далеко не всякий источник требований, внешних оценок, далеко не каждый советчик или критик нам представляются достойными такой высокой роли. «Мало ли кто высказывает свои суждения по поводу нашей персоны! Мало ли кто будет нам говорить, как надо жить или действовать в конкретном случае! Даже малые дети уже достаточно избирательны в отношении к внешним требованиям, оценкам, санкциям. Взрослый человек тем более избирает инстанцию. Точнее – избирает инстанции, выстраивает ансамбль инстанций. Ведь ожидания, которые связывают с нашим поведением окружающие, зачастую трудно сопоставимы друг с другом, нередко инстанции оценивают нас по разным шкалам и требуют от нас едва ли не прямо противоположных действий. Потому в приведенную выше формулировку инстанций следует добавить: источник требований, оценок и санкций, которые субъект принимает как справедливые» [1, с. 29].
Ответственность обеспечивают информированность (спрашивать с какого бы то ни было субъекта ответственности можно только в той степени, в какой он проинформирован о наших ожиданиях); уважение (человек будет стараться выполнять свои обязанности, не подвести нас лишь в том случае, если он уважительно относится к нам, к себе и делу, которым занимается); вооруженность (при всем старании и уважении надо, чтобы субъект был в состоянии выполнить свою задачу).
«Если вам удалось достичь того, что ребенку наедине с собой стало стыдно, стыдно самому перед собой за свой предосудительный поступок, если ребенок жаждет стать лучше, чем он есть, если в его сознании не только живет, но и становится личным убеждением представление о том, что лучше и что хуже, это означает, что вы видите результаты своей воспитательной работы» [3, с. 267-528].
Показателем результативности, по Сухомлинскому, выступают добрые, благородные поступки ребенка. Ты живешь среди людей, − обращается он к своим воспитанникам. – Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Поступок нередко отождествляется с понятием «действие». Но оно лишь звено в сложном механизме нравственного поступка. Поступок же слагается из ряда элементов. В его основе лежит побуждение как эмоционально-волевой импульс (устремление), направляющий действия ученика, реакция на определенные явления действительности. Побуждение представляет собой эмоционально-психологическую форму проявления мотива и намерения.
Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, которое подлежит моральной оценке. Мы говорим «некрасивый поступок», благородный поступок», «смелый поступок» и т.д., но никогда не говорим: «Ученик совершил поступок», так как неизвестна ценность этого поступка. То есть, поступок – это сложный по своему характеру и структуре элемент морали, в котором объединились акты нравственного сознания (мотив, намерение, выбор решения, решение), нравственной деятельности (собственно действие) и нравственных отношений (оценка действия), то есть отношение к нему ученика.
В основе побуждения лежат определенные интересы ребенка, диктующие ему те или иные цели. Интересы социально детерминированы, они диктуются определенными потребностями. Цель, к которой стремится ребенок, всегда мотивирована. Этот элемент нравственного поступка позволяет нам говорить о возможности ученика свободно выбирать между добром и злом, что и дает основание для оценки совершенного действия.
Выделим правила, вытекающие из принципа нравственной ответственности, сформулированные В.А. Сухомлинским и являющиеся педагогическим ориентиром в обновляющемся содержании образования современной школы и семьи:
упражнения в добрых, благородных поступках, которые не должны мыслиться и переживаться учеником как заслуга или право на какие-то особые блага и радости;
обстановка, окружающая воспитанника, должна материализовать в себе моральные богатства и ценности, то есть все, что он делает, что удовлетворяет его потребности, приносит добро другим людям;
включение воспитанника в ежедневную кропотливую работу, дарить радость сначала людям, окружать их красотой в повседневной жизни, а потом радовать себя;
труд должен материализовать тончайшие движения души, провоцировать переживания радости творца, вдохновлять на благородную красоту в труде, во взаимоотношениях;
ориентация на эмоциональную самооценку. Чем глубже в душу ребенка вошли тревоги, волнения, заботы о благе, счастье, красоте, радости для людей, обществу, тем тоньше его эмоциональная чуткость к собственному поведению;
школьная жизнь должна быть наполнена нравственными ценностями в человеческих отношениях;
учить воспитанника видеть себя глазами других людей;
добиваться того, чтобы поучения людей, достойных и мудрых, становились не абстрактными, а истиной, касающейся его самого. «Ему становится стыдно самого себя, наедине с собой, потому что он чувствует, представляет, переживает, что подумают о его предосудительном поступке другие люди» [4, с. 288];
добиваться того, чтобы каждый воспитанник испытал гордость за себя, стремился стать лучше;
создание условий для приобретения воспитанником опыта ответственности в общении с другими.
Ответственность может быть позитивной и негативной. То есть она может быть соотнесена с положительными заслугами, пользой, за нею могут стоять такие переживания, как гордость, благодарность, восхищение. Другие же случаи связаны с чьей-то беспечностью, виной, злым умыслом. И воспринимаются они со стороны с осуждением, в то время как ребенок, совершивший подобные поступки, испытывает обычно чувства стыда, неуютности, нередко пытается каким-то образом оправдаться в глазах окружающих и в своих собственных.
Нередко при этом забывается, что быть ответственным «значит «быть» способным отвечать», готовым признать «Я осознаю, что я это сделал», «Я несу ответственность за свой выбор».
Как важно, чтобы чувство ответственности ребенка было наполнено важным для него ощущением, отношением к своим действиям, мыслям и чувствам (вина, страх, тревога, гордость). Нравственной нормой для него стал не вопрос «Я должен быть ответственным?», а убеждение «Я должен быть ответственным!».
Мамины уроки – открывают ребенку дорогу жизнедеятельности.
О каких еще материнских уроках мы не упомянули? Да не перечесть! И о том, что рождает в детском сердце чувство прекрасного... И о часах единения с тем, «что живет и растет»...
В своем нравственном развитии человек становится таким, какова у него мать…, – писал В.А. Сухомлинский.
Я бы сказала, что хорошо организованные мамины уроки − это кусочек настоящей жизни, в которой ребенок использует и совершенствует свои знания.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература