logo
27_011

2.17. Дети − наши учителя

Н

Вы посмотрите на моих детей..

Моя былая свежесть в них жива.

В них оправданье старости моей.

аши дети – самые строгие судьи, наши учителя. К чему они призывают нас? Видеть в каждом ребенке человека, относиться к нему с уважением, без этого не будет взаимного воспитания.

Когда вы приучаете сына говорить «спасибо» и «пожалуйста», вы и сами становитесь предупредительнее друг к другу. И это не просто вежливость, это и внутренняя уважительность.

Вместе с интересами детей растут и ваши. Сын спрашивает о чем-то, чего вы не знаете, вы читаете об этом, узнаете новое. Растет чувство долга − вы все время думаете, что надо делать для детей и как это делать лучше. Вы внимательнее следите, чтобы в доме не было неряшливости. Раньше вы сами не были большими любителями порядка, а теперь − вместе с детьми − приучаетесь к нему.

Д

Дети – наши стихийные, скрытые воспитатели. Одним своим появлением на свет они рожают в нас новые диапазоны души: свойства попечителя, радетеля за других – родителя. Они надстраивают новые этажи в нашей психике, открывают нам новый материк чувств – родительскую любовь.

Юрий Рюриков

ети настраиваются на ваше мироощущение, вы становитесь эмоциональнее, даже восторженнее. Вы растете вместе с ребенком, смотрите его глазами, на мир и он становится интереснее.

Рассматриваете с ребенком листок, букашку − радуетесь вместе. Учите его говорить − и заново понимаете смысл слов, образы, которые в них скрыты, красоту языка. Ребенок несет с собой целый мир, и это очень обогащает вашу жизнь.

Дети меняют нас. Со временем мы лучше понимаем других людей, сочувствуем им. И отношение к детям становится другим. В семнадцать лет вы не верили своей маме-учительнице. Она говорила: я люблю всех детей − и толстых, и сопливых, и грязных. «Я думала: как это можно любить всех? Когда я стала матерью, я это поняла. Бежит мальчонка, грудь голая, пальто распахнуто. Я не могу пройти мимо, обязательно застегну. Это какое-то чувство всеобщего материнства, любви не только к своим детям, а ко всем. Появилось чувство, что это и твое дело. Когда в автобусе толкают детей, я беспокоюсь о них, говорю: пропустите, дайте пройти ребенку. А раньше я этого не заметила бы. Мне кажется, так бывает со многими матерями» (Ю. Рюриков).

Мы взрослеем вместе со своими детьми. Они учат нас одному из самых главных человеческих умений − жить текущей секундой, радоваться ее прелести, переживать наслаждение от каждого момента жизни.

Все чувства детей: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус − распахнуты миру настежь, они жадно и обостренно впитывают его ежесекундные сигналы. Потоки впечатлений заряжают детскую психику энергией, радостным жизнелюбием.

Эта постоянная открытость миру, эта слитность с посекундным течением жизни, пожалуй, одна из самых главных черт детской психики − и психики счастливого человека. Возможно, именно такое впитывание всеми чувствами каждого атома жизни и дает самое сильное ощущение полноты жизни.

Для детей такое ощущение нормально, естественно, но с возрастом оно все больше стихает, а у взрослых, после 25-30 лет, часто пропадает совсем. Рутинная жизнь, нервные перегрузки, отрыв от природы, нездоровье − все это, видимо, как бы перекрывает в нас каналы радостного восприятия мира, закупоривает их.

Вот мы уже видим жизнь как бы сквозь закопченные стекла, слышим ее музыку сквозь заложенные уши − как бы ощущаем бег жизни онемевшими чувствами. Эмоциональное полнокровие сменяется малокровием, жизнь тускнеет и обесцвечивается, в ней как бы пересыхает множество ее радостных родников. Мы больше не пьем из них положительные эмоции, и от этого резко спадает питание организма жизненной энергией.

Л

Детская радужная чистота, доверчивая открытость, светлое прямодушие – все это, наверно, будит в нас (или помогает сохранить) взрослые варианты этих душевных свойств.

Юрий Рюриков

юди испытывают хронический голод по положительным эмоциям, и этот голод, видимо, перенапрягает все системы организма, изнашивает здоровье и нервы, несет раннее старение.

Антропологи считают, что естественная норма человеческой жизни − 120-140 лет. Большинство людей живут около половины этой нормы, и кто знает, какую ее долю съедает у нас нехватка радостных ощущений?

Будем учиться у детей возвращать себе хотя бы крупицы этой нормы. Дети – по образному выражению Ю. Рюрикова, – та живая модель нормы, которую мы теряем, и можем, видимо настраивать себя по этой модели. Для этого требуется совсем немного: почаще бывать с детьми, это поможет нам заряжаться от них радостью бытия, перенимать их полноту впитывания мира.