logo
27_011

2.3. Современный ученик как педагогический ориентир

В качестве оптимистического педагогического ориентира нами избран ученик, для которого характерно:

в начальной школе – сформированность следующих позиций: 1) принятие установок – умею учить себя; люблю учиться, мне это интересно; понимаю, зачем учусь; умею принять оценку учителя и сам правильно оцениваю свою деятельность; 2) умение ребенка в соответствии с учебной ситуацией играть новые социальные роли: «ученик», «школьник», «член ученического коллектива», «участник учебного диалога»; 3) готовность к взаимодействию с окружающим миром в соответствии с установленными правилами; 4) сформированность психических процессов, которые определяют успешность дальнейшего образования, самообразования – воображения, мышления, памяти, внимания и др. (2, с. 72);

в основной школе – 1) наличие критического анализа; 2) ответственность за свои поступки; 3) освоение нового опыта, новой информации на основе творческого и критического анализа; 4) рефлексия – корректировка предыдущих знаний, идей, размышлений о том: «Что я об этом думаю», Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей», «Что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию; 5) упражнения в творческом решении проблемы;

в средней школе – сформированность таких позиций, как 1) нести ответственность за собственные взгляды и убеждения; 2) отстаивать собственную точку зрения; 3) делать рациональный выбор, оценив альтернативную стоимость других решений; 4) аргументированно вести спор; 5) поддержка оригинальных мыслей, духа вдумчивой и живой дискуссии; 6) конструирование собственных смыслов самоосуществления; 7) освоение культуры созидательной деятельности; 8) освоение технологий оценивания результатов созидательной деятельности; 9) потребность в созидательном диалогическом взаимодействии; 10) ценностно-смысловая готовность к профессиональному выбору.