logo
27_011

Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)

Цели:

  1. представить родителям круг увлечений и способов проведения свободного времени современными подростками;

  2. показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.

Участники: родители, учащиеся 7-го класса, классный руководитель. Подготовка:

  1. Оформление выставки поделок, грамот, медалей, дипломов учащихся класса.

  2. Подготовка выступлений с учащимися и родителями об их увлечениях.

  3. Учащиеся готовят рекламные паузы или пародии на телевизионные рекламные ролики.

  4. Среди учащихся проводится исследование по методике «Незаконченные предложения» на тему «Свободное время». Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:

Свободное время − это...

Мое любимое занятие...

В свободное время я больше всего люблю...

Если бы я имел достаточно денег, я бы...

Главная цель моей жизни − ...

5. Учащиеся класса, которые занимаются в музыкальных школах, готовят концертные номера.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Кабинет, в котором проводится собрание, украшен шарами; стулья расставлены полукругом.

  2. Оформлена выставка достижений учащихся класса.

  3. Подготовлена аппаратура для видео просмотра.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования, проведенного в Татарстане, не подтвердил этого утверждения.

Думается, вам будет интересно поподробнее узнать об этом исследовании, в котором участвовало около 2 тысяч подростков. В интервале от часа до четырех подростки, как правило, свободны. Посмотрим, на что же они тратят это свободное время.

25% ребят гуляют на улице с друзьями;

18% слушают музыку или смотрят телевизор;

15% читают и трудятся по дому;

14% посещают кружки и секции.

Телевизор занимает довольно большое место в сфере досуга подростков. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Около 40% школьников неравнодушны к телеграмм и видеоклипам, а также к рекламе. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравится смотреть все подряд рекламные ролики. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.

Ученики нашего класса провели анализ телевизионной рекламы, критически осмыслили то, что видят, и приготовили пародии на некоторые из реклам.

II. Пародии на телевизионную рекламу.

III. Анкетирование современных подростков выявило еще один печальный факт. Год от года уменьшается число ребят, посещающих секции и кружки. В нашем классе есть ученики, которые уже по несколько лет посещают кружки, музыкальные школы, спортивные секции, т.е. проводят свое свободное время насыщенно и с пользой. У них уже есть реальные достижения. Небольшую экскурсию по этой выставке достижений подготовили наши ученики.

IV Экскурсия по выставке достижений учащихся класса.

V. С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, присутствующие здесь родители в свое время тоже собирали значки, открытки, марки. А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние подростки? Исследования и наблюдения показывают, что они предпочитают собирать банки из-под пива, вырезки из газет и журналов, вкладыши от жевательных резинок, кассеты. И лишь немногие ребята, продолжая традиции своих родителей, собирают марки, значки. Некоторые ребята нашего класса тоже являются коллекционерами. О том, что они собирают и почему, они расскажут сами и представят вам свои коллекции.

VI. Представление учениками наиболее интересных коллекций, собранных ими.

VII. Сложился еще один стереотип, связанный с современными подростками. Считается, что средства массовой информации способствовали вытеснению из душ детей чистого стремления к прекрасному, к порядочной семейной жизни. Проведенные исследования показывают, что многие ребята все-таки сохранили в душах патриотизм, желание беречь и охранять природу, ухаживать за старыми и больными людьми, младшими детьми. Ребята изъявляют желание благоустраивать родное село, поселок, город, а также хотели бы принимать участие в обсуждении жизненных вопросов вместе со взрослыми, делать научные открытия и изобретать новое.

Возвращаясь к разговору о ребятах нашего класса, хотелось бы отметить следующие аспекты ... (далее классным руководителем дается краткий качественный анализ данных исследования по методике «Незаконченные предложения»).

VIII. Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время − это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. Здесь мы не можем не вспомнить о роли и примере родителей.

К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят на воспитание детей 9,6% своего свободного времени, что составляет 21 минуту, а в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. По данным еще одного исследования получилось, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение и воспитание детей и занятия с ними в течение недели (включая субботние и воскресные дни), колеблется от 8−9 часов у матерей до 6 часов у отцов. Есть о чем задуматься.

Очень приятно отметить, что в нашем классе есть семьи, где дети и родители увлеченно проводят вместе выходные, имеют одинаковые увлечения.

IX. Выступления семей, имеющих интересные совместные увлечения.

В ходе творческих отчетов демонстрируются видеозаписи, фотографии, а также, возможно, изделия, изготовленные мамами и папами совместно с детьми.

X. Заключительная часть собрания.

  1. Благодарность родителям и детям за активное участие в собрании.

  2. Маленький концерт, составленный из номеров, подготовленных учениками класса.

Заканчивая наш разговор, хочется привести слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока: «Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогают сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».